Примерное время чтения: 6 минут
143

ШОУ-БИЗНЕС. Как стать Крутым

Он - Крутой, и этим почти все сказано. Ну а то, что не очень разговорчив, - так это, наверное, тоже знак крутизны.

- Игорь Яковлевич, еще недавно ваше имя было так же на слуху, как имена Пугачевой, Ротару или Леонтьева. Вы были одним из самых известных у нас поп-композиторов. Теперь же с головой ушли в бизнес. Не обидно?

- У нас в стране известным личностям значительно проще заниматься бизнесом. И в том, что Кобзон, Вайкуле или та же Пугачева имеют свои деловые проекты, ничего плохого нет. Прошло то время, когда наши звезды собирали стадионы и имели за концерт сорок рублей, - наступил момент, когда они получили возможность нормально зарабатывать. А артисты - это такая категория людей, которые должны жить красиво. Слишком короток их век на эстраде, слишком быстро проходит популярность... Что касается песен, то много я писать не могу, иначе создается впечатление, что ворую сам у себя.

- Простите за нескромный вопрос: у вас есть музыкальное образование?

- Вы хотите сказать, что поп-музыка - удел дилетантов и написать шлягер может каждый парень, стоящий с гитарой в подворотне? Вынужден вас разочаровать: музыке я учился всю жизнь. На родине ходил в музыкальную школу, играл на баяне. Потом поступил в музыкальное училище как теоретик в Кировограде, закончил музыкально-педагогический институт в Николаеве, учился в саратовской консерватории на композиторском факультете...

- Неужели и симфонии писали?

- До симфоний не дошел, а вот сонаты и инструментальные концерты успел. Недавно меня приняли в Союз композиторов.

- Ваша слава началась с "Мадонны". Стало быть, решающую роль в вашей блестящей карьере сыграл Александр Серов?

- Успехом мы обязаны друг другу. В тот момент, когда мы начинали, неизвестному исполнителю было невозможно пробить песню неизвестного автора. Из авторского тандема кто-то обязательно должен быть "толкачом". Так происходило с Матецким и Ротару, с Игорем Николаевым и Аллой Пугачевой (именно благодаря Пугачевой скромный музыкант из ее оркестра стал после "Айсберга" раскрученным композитором), то же самое было и в других парах: Паулс - Вайкуле, Тухманов - Яак Иоала... Мы же с Серовым оба были без имени. О популярности мы мечтали еще тогда, когда работали в ресторане в Николаеве, и наши мечты сбылись! Когда в 87-м появилась "Мадонна", те, кто заваливал Сашу на конкурсах артистов эстрады (говорили, что он работает под Тома Джонса), вдруг обнаружили, что этого парня ждала вся страна - такого "своего", с дыркой в подбородке...

- Какую публику вы называете своей?

- Я композитор лирический, и, судя по письмам, которые приходили, наша публика - в основном женщины с неустроенной личной жизнью. В письмах ко мне обращаются: "О, мой композитор..."

- Есть ли у вас другие "свои певцы", кроме Серова? Для кого бы еще вы хотели сочинять песни?

- Саша сейчас в больнице, но, когда он выйдет, я хочу, как в старые добрые времена, засесть с ним и сделать новый альбом - попытаться еще разок "рвануть"... Из молодых мне нравится Анжелика Варум с ее чистотой и незащищенностью. Я бы с удовольствием что-нибудь для нее написал, но у Анжелики отец - композитор, и это прекрасный дуэт. Нравится и Володя Пресняков.

- Интересно, а сколько же стоит сегодня популярный хит? Какой гонорар вы получили, скажем, от Пугачевой за "Любовь, похожую на сон"?

- За хорошую песню берут где-то 4-5 тысяч долларов. Но конкретно за эту песню я никаких денег не получил. Это был подарок для Аллы. Мы тогда вместе отдыхали в круизе. Две недели работал, перебрал полторы тысячи вариантов - но когда наконец все было готово, я задумался, кому заказать грустные стихи (ибо именно такие стихи предполагала музыка), Пугачева вдруг заявила: "О несчастной любви петь не буду. Я сейчас счастлива и хочу петь только о счастье и о кайфе". Так поэзия и "перерулилась".

- Вы близко общаетесь и с Пугачевой, и с Киркоровым. Не считаете ли вы, что брак стал для них еще одним способом раскрутки?

- Раскрутка для Пугачевой? Зачем? Они оба известные люди, которые просто получают удовольствие друг от друга. И потом Алла, как никто другой, имеет музыкальную совесть - у нее иные методы привлекать внимание публики.

- Как продюсер и композитор вы работали со многими известными певцами: Ириной Аллегровой, Игорем Николаевым и Наташей Королевой, Ольгой Кормухиной, Глызиным, Буйновым, Агутиным. А ваше отношение к восходящим звездам из "чужой тусовки" - например, к безголосому Владу Сташевскому?

- Он никогда не станет звездой номер один, но у него есть главное: крепкий продюсер и свои фаны. Плюс выигрышная внешность... Понимаете, в него вкладывают деньги, для него пишут хорошие авторы, ему снимают дорогие клипы, обеспечивают эфир на телевидении...

- Иными словами, сегодняшняя звезда российской эстрады - это что-то вроде свиньи-копилки, которой даже и голос не требуется?

- Конечно, до западной эстрады нам никогда не дотянуться. Мы сильно уступаем в качестве аранжировок, не говоря уже об уровне вокала - тут нашим просто делать нечего рядом с их звездами. Но звезд можно делать везде. И я не вижу в этом ничего дурного. Правда, с нашими артистами сложно. Они - каста особая, себя винят в последнюю очередь. Если уходит популярность, они будут говорить, что кругом враги и мафия, что шоу-бизнес - это болото, что загубили их талант...

- А на самом деле все чисто? Талантливая девочка с голосом Эдит Пиаф имеет все шансы?

- Если найдет себе стоящего продюсера, хороших авторов и преданную аудиторию.

- Несколько слов о вашей семье.

- Женат, имею сына от первого брака, ему тринадцать лет, зовут его Коля. Он у нас учился играть на гитаре, на флейте, потом на фортепьяно, а сейчас увлечен компьютером.

- Только что ваша фирма "АРС" была организатором московского концерта Хосе Каррераса. Собираетесь ли вы и дальше участвовать в подобных классических проектах?

- Думаю, что мы еще удивим наш народ. Во всяком случае ведутся переговоры с Доминго и Паваротти, Мадонной, Джорджем Майклом и Майклом Джексоном.

- И последний вопрос. У вас звучная фамилия. Не является ли она главной составной частью вашей популярности?

- (Смеется). Простое везение. Словечко "крутой" стало модным незадолго до того, как появилась песня "Мадонна", а фамилия, честное слово, досталась мне от родителей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно