Примерное время чтения: 9 минут
52

ВСЕГО 111 НОВЫХ "ДЕСЯТОК" В ДЕНЬ БУДЕТ ВЫПУСКАТЬСЯ В ТОЛЬЯТТИ. Куда едут "Жигули"?

Диапазон мнений россиян о Волжском автозаводе - от "Мы любим ВАЗ" до "ВАЗ - не про нас!"

"Хочется поклониться вазовцам в ноги за то, что они и при нынешнем раздрае экономики работают ритмично, но при этом и спросить: когда же вы, уважаемые, будете делать автомобиль, который не будет сыпаться и ржаветь не по дням, а по часам?" С этого вопроса-мнения, высказанного как-то в редакции "АиФ", и начался наш разговор с президентом АО "АвтоВАЗ" Владимиром КАДАННИКОВЫМ.

- Насчет "ржавеет и сыпется" можно поспорить. Иномарки тоже сыпятся на наших дорогах. Но вы во многом правы. Всплески ухудшения качества нашего автомобиля очевидны. Чего скрывать... Причины общеизвестны: задержки платежей, непомерные налоги, сбои в работе предприятий-поставщиков... Скажем, из-за нехватки комплектующих на час остановился главный конвейер. Подвезли комплектующие самолетом. Надо наверстывать простой. При нормальной скорости конвейера 4,6 м в минуту врубаем пять! В других случаях, чтобы не останавливать главный конвейер, некомплектные автомобили ставим на площадки, а то и на газоны около цехов. Потом идет досборка вручную. Страдает качество. Одно время некомплект доходил до 30%. Сейчас 9 - 11%. Это не значит, что такой же процент брака. Некомплектные автомашины доводят потом через 46-й цех до кондиции.

Падение качества связано в огромной степени со старением оборудования.

- Владимир Васильевич, не вы ли выступили автором идеи высоких пошлин на ввоз импортных автомобилей из-за боязни конкуренции с их стороны?

- Не грешен. Спрашивал у Шумейко, у Филатова, чья это идея. Сказали, что Минфина, но фамилии автора не назвали. Лично я не против ввоза иномарок в Россию. Мы продаем "Жигули" и "Лады" более чем в сто стран мира. Они продают у нас. Рынок есть рынок. К слову, таможенные пошлины в странах Латинской Америки - до 30-40% от стоимости автомобиля. Правда, в Европе значительно ниже - где-то 7%.

Сейчас ведем переговоры об организации сборки вазовских моделей в Финляндии. Эта страна - член общеевропейского рынка. В числе других плюсов - освобождение от таможенной пошлины.

- Хотите сказать, вас не смущает конкуренция с "Фольксвагеном", "Вольво", "Мерседесом"?..

- Нет, не смущает! Это не квасной патриотизм. Дорогие иномарки покупать могут немногие. Стоимость эксплуатации дешевых иномарок у нас сожрет и самого владельца. Почему? Да не для нас зарубежные автомобили. У них там - дороги, у нас же - направления. В самом начале мы взяли за основу "Жигулей" итальянский "Фиат-124". После доводки для наших условий эта модель потяжелела на 80 кг за счет усиления конструкций. И погодные условия у нас более жесткие.

Совсем недавно одна всемирно известная автомобильная фирма попросила нас испытать новую модель в наших условиях. Их бензин, их масла. Так вот по нашим дорогам автомобиль прошел 50% ходимости от заявленной.

Российские автолюбители все это уже поняли. Те же, кто купил подержанные иномарки, вдоволь с ними намучились.

- Я согласился бы с вашими доводами, если бы цены на вазовские автомобили были доступные. Но они же у вас астрономические!

- Цены мы установили в долларах два года назад и по сей день практически не повышали их. Это при том, что цены на энергоресурсы, металл, комплектующие растут с бешеной скоростью. Автомобиль в рублях подорожал в три раза, а тот же металл - в пять раз, большинство комплектующих - в 4,5 раза. Некоторые детали и узлы по цене превзошли европейские. Спрашиваю директоров: "Мужики, чем руководствуетесь, поднимая цены так высоко?" - "Энергия дорожает, все дорожает" - отвечают. А в этой цепочке ВАЗ - крайний!

- На мировом рынке на свои автомобили цены тоже поднимаете?

- Как объяснить, скажем, тем же французам, почему "девятка" в этом году стала дороже, чем в прошлом? "Энергия дорожает, все дорожает..."? Тем не менее оптовые цены для импортеров в этом году увеличили в среднем на 13%. Нет, спрос не снизился. Запросов поступило больше, чем можем удовлетворить. В прошлом году продали за рубеж 280 тысяч "Жигулей", в этом планируем 200 тысяч.

- Демпинговые цены?

- Старые разговоры. Не было бы нам выгодно - не продавали бы!

- А какие иномарки вам симпатичны?

- Нравится "Вольво", джипы "Ниссан", "Гранд-Чероки".

- Владимир Васильевич, когда же появится давно обещанная вами "десятка"?

- "Десятку" мы планировали поставить на конвейер в 92-м. На миллиард долларов закупили для ее выпуска оборудование. Не хватает еще около четырехсот миллионов долларов, чтобы скомплектовать полностью линию по выпуску новой модели. Сейчас миллиард лежит мертвым капиталом. Вместо 240 тысяч "десяток" в год будем выпускать всего тысяч 40. Кому это выгодно - "АвтоВАЗу", Отечеству?!

- Где будете изыскивать недостающие миллионы?

- Не знаю! Все, что зарабатываем, уходит, как в песок, в налоги. Остальное съедает зарплата, покупка материалов, комплектующих, ремонт оборудования.

Кредиты? Под двести процентов. Платить не успеваем. Долгов - как шелков. В городской бюджет должны, в областной, федеральный... Нам задолжали более триллиона рублей.

Мы ясно понимаем, что затяжка с выпуском новой модели грозит потерей позиций на мировом рынке. Если, упаси Бог, уйдем оттуда, при нашей с вами жизни уж точно не вернемся. Завтра же наше место займут другие. Тот же "Фольксваген" работает по четыре дня в неделю - нет рынка сбыта. Только свистни - семь дней в неделю в три смены начнут вкалывать.

- Вы член президентского теннисного клуба. Играете с Ельциным?

- Какого-какого клуба? Я и в теннис-то не играю...

- Основной криминогенный водоворот возникает вокруг фирм по перепродаже вазовских автомобилей. На разнице между заводской отпускной ценой и продажной наживаются огромные капиталы.

- Около деревни, где полторы старухи и глухой дед, рэкет, тот же подкуп не возникнут. А без фирм по продаже наших автомобилей нам не обойтись. Ведь мы отдаем им машины за предоплату.

(В таком случае непонятно, откуда возникают триллионные суммы, которые должен один только ЛогоВАЗ"? - Ред.)

- Говорят, с недавних пор к вам приставили президентскую охрану?

- Это из области слухов.

- Но охраняют-то вас московские ребята?

- Сначала охрана была из работников местного УВД. Теперь заводские службы заключили договор об охране с какой-то московской фирмой.

- Вам угрожают?

- Лично мне - ни разу. Возможно, у служб есть какая-то информация для опасений.

- Вы так думаете?

- Заводу должны триллион! Мы на должников, как нынче говорят, наезжаем. А это не всем нравится.

- Владимир Васильевич, насколько помню, вы всегда были рядом с политикой и политиками. Но дальше разговоров и предложений занять пост премьер-министра дело не пошло. А как сейчас?

- Позиция моя та же - выпускать автомобили. Но решил активно участвовать в движении "Наш дом - Россия". От тех людей, которые придут в новый парламент, во многом будет зависеть судьба России. Прошлый и нынешний парламенты устаканивались, а мы смотрели на них в телевизор и хихикали. Если вдруг новые парламентарии попытаются повернуть страну назад ли, куда-то вбок - нового "маневра" общество, по-моему, не вынесет. Начнется хаос. Пойдут с кистенями под мост!..

- Кого хотите видеть в парламенте?

- Не радикалов: "Выберите меня, я вам привезу два состава бананов бесплатно". В новый парламент должны прийти люди центристской ориентации. Главная трудность, на мой взгляд, - убедить авторитетных, знающих людей выставить свои кандидатуры. Обеспечить гарантии возвращения после истечения срока работы в парламенте на прежние должности.

- Как вы собираетесь реализовывать свой замысел? Не с помощью ли вазовских денег? Уже сейчас ходят слухи, что Каданников чемоданами возит доллары в Москву для подготовки предвыборной кампании.

- Один из ваших коллег договорился с телеэкрана до того, что я кроме 140-миллионной ежемесячной зарплаты имею якобы по сто (!) долларов с каждого выпущенного автомобиля. Видно, у парня с арифметикой туго. Это 250 тыс. долларов в сутки, а за месяц, а за год? Тут ни 3-литровых банок, ни чемоданов не хватит. Чемодан долговых обязательств в Москву могу отвезти.

Буду использовать свой авторитет для убеждения выдвигать свои кандидатуры. И деньгами помогать тоже.

- По слухам, ваши родственники являются владельцами крутых фирм в Тольятти, в Москве?

- Да нет у нас с женой близких родственников, кроме детей. Я вырос сиротой. Старшая сестра живет в Подмосковье, преподаватель. У жены родители тоже давно умерли. Есть две дочери. Младшая, Катя, - студентка, старшая, Таня, - экономист. Зять Володя работает на ВАЗе. Жена тоже всю жизнь на заводе проработала. Что еще? Есть у меня "девятка" 86-го года рождения. Дача в шесть соток. В прошлом году так ни разу и не вырвался туда. Служебная - "девяносто девятая". Когда шофер в отпуске, сижу за рулем сам.

- Каковы ваши прогнозы бытия "АвтоВАЗа"?

- А что можно прогнозировать в доме при землетрясении одновременно с пожаром и наводнением?! Нам бы, как говорится, день устоять да ночь продержаться!

Самара

ОТ РЕДАКЦИИ. Не все ответы главного производителя легковых автомобилей России нам показались убедительными. Хотя, возможно, мы и не правы. Поэтому обращаемся к самым опытным специалистам в этом вопросе - автолюбителям и профессионалам. Выскажите свои оценки качества и цены автомобилей, механизма их продажи, сопоставьте с иномарками. Ну и самое главное - посоветуйте, куда "ехать" нашему российскому автомобилестроению.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно