Примерное время чтения: 5 минут
267

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ В 2 - 3 РАЗА ДЕШЕВЛЕ ОЧНОЙ. Когда в школу приходит неучитель...

"Представьте себе; вы заболели, и к вам вместо врача приходит специалист в области органической химии... Какова ваша реакция?" - Этот вопрос нашему корреспонденту задал Ю. Г. КРУГЛОВ, ректор Московского государственного открытого педагогического университета, академик РАО.

- Не дамся! Но все-таки педагог - не врач. А в нашей беседе речь пойдет о педагогике, в частности, о вашем открытом университете, который является правопреемником Московского государственного заочного педагогического института. Но, Юрий Георгиевич, согласитесь, у нас в последнее время к заочному - "заушному" образованию выработалось довольно скептическое отношение.

- И совершенно зря! Конечно, не по всем специальностям или направлениям можно учить заочно. Например, нельзя выучить иностранный язык заочно, наверное, медики должны получать образование только по дневной форме обучения. Но есть такие профессии, которым заочное образование не противопоказано. Такова профессия учителя.

Да, студенты-"дневники" лучше подкованы теоретически, однако, увы, - и это беда подготовки учителей! - они слабы в практической работе.

- Ну вы так говорите, что можно подумать: а не пора ли дневную подготовку сократить или прикрыть!

- Не надо бросаться в крайности... Я уже говорил о том, что в мире растет число высших открытых учебных заведений и число обучающихся заочно. Почему мы, так жадно смотрящие "туда", не хотим этого видеть? В США, например, с 1970 по 1988 г. число студентов-очников выросло в 1,4 раза, а заочников - в 2,4. И в наших педвузах идет массовый переход студентов, начиная с 3-го курса, на заочные отделения. Его не остановить, и ясно почему. Учитывая наши, мягко выражаясь, стесненные материальные условия, как раз заочной форме подготовки и надо отдавать предпочтение - она в 2 - 3 раза дешевле!

- А у вас в университете есть и дневное отделение?

- Конечно.

- Как мне известно, вы стали университетом недавно, в прошлом году. Что это вам дало? Или просто смена вывески?

- Смены вывески нет. У нас не столько учебное заведение, сколько крупный научно-методический и издательский центр. Кроме того, переименование в педагогические университеты необходимо еще из-за международных связей. В западном мире институт - это учебное заведение что-то типа нашего техникума или колледжа, поэтому не хочется, чтобы на нас "смотрели свысока". К тому же у нас сейчас развелось столько частных "университетов"! Что ни частное высшее учебное заведение - без базы, без кадров, без науки, естественно, - и сразу университет!

- Вы что же, против частных университетов? Некоторые мои знакомые отдали своих ребят в такие коммерческие заведения. И спрашивают меня: а как дипломы - настоящие будут или...

- Ну что значит - настоящие? Они должны быть государственными. Многое в их работе - от лукавства. Доступность поступления - это одно. С другой стороны - легкость обучения. Сравните: в государственных вузах студент работает в аудитории 6 часов 5 - 6 дней в неделю, а в частных? Я уже не говорю о том, что коммерческие заведения обещают дать высшее образование за 3 - 4 года, а то и за меньший срок!

- Кстати, международные дипломы тоже...

- Да какие международные! Нет таких дипломов в мире. А для того чтобы выдать государственный, необходимо как частному, так и новому государственному вузу сделать три выпуска минимум и пройти государственную аттестацию. То есть если по-настоящему, то только через семь-восемь лет вуз может выдавать государственный документ о высшем образовании.

- Слышал, что Госкомвуз России хочет на базе педуниверситетов расширить число классических.

- И вы уже об этом знаете? Однако сплошная "университетизация" не должна проходить за счет педуниверситетов, потому что мы можем остаться без учителей, которых и сейчас не хватает. Расхожее мнение о том, что любой физик, химик, биолог сможет быть учителем, - предрассудок. Возьмем только один факт: явку выпускников на работу. В педвузах она в два-три раза выше, чем в университетах.

- Кстати, раз уже зашел об этом разговор: раньше бичом для студентов было распределение. Сейчас оно осталось?

- Отменено еще в бытность Минобразования СССР. Я бы назвал его не бичом, а крепостным правом. Сколько искалеченных судеб! Ребята, а из педвузов в основном девчата, направлялись на работу далеко от дома, в сельские школы; в лучшем случае их поселяли в общежитие, а то и приходилось самим снимать углы... Наше дело - подготовить специалиста, а вот приедет ли он работать, останется ли - это зависит ну не на сто - на восемьдесят процентов от местной администрации.

Недавно один мой знакомый ректор пожаловался: возникли сложности с трудоустройством выпускников. Оказывается, даже подав заявку, школы отказываются затем от молодых специалистов - все ставки заняты. Начали разбираться - кем? Ничего особенного... Учителя пенсионного возраста (и их можно понять) не желают уходить на пенсию и вместе с более молодыми имеют по 2 и более ставки. Есть такое слово: урокодатель. Очень сомневаюсь в качестве занятий таких учителей, и куда уж им до воспитательной, внеклассной и внешкольной работы! Можно понять и те непедагогические вузы, которые стали готовить вдруг учителей, но ведь ясно - нормальных учителей без хорошей психолого-педагогической, методической и практической подготовки не будет! И, наконец, не последний еще парадокс: тоже по понятным причинам в школы сейчас пошли с производства, из науки физики, математики, биологи, химики и т. д. Без всякого педагогического образования! Вот что страшно: в школы идет или плохо подготовленный учитель, или неучитель...

Беседу вел Владимир ЛАЗАРЕВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно