aif.ru counter
153

ОБ ЭТОМ ПОЛЕТЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ СПОРЫ. Гагарин рискнул в последний раз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 22/03/1995

До сих пор нет однозначного объяснения тому, что случилось 27 марта 1968 г.: опытнейший летчик, первый в мире космонавт Юрий Гагарин разбился во время учебно-тренировочного полета. Однако версий о причинах трагедии хоть отбавляй: ошибка в метеопрогнозе, столкновение с птицей, преднамеренный вывод самолета из строя "по политическим мотивам" и даже... вмешательство инопланетян.

Автор публикуемого сегодня материала - Анатолий Григорьевич КОЛОСОВ. В конце 50-х годов он был летчиком- инструктором, учившим летать в числе прочих молодого Гагарина, в то время курсанта 1-го Чкаловского военного авиационного училища летчиков. А в тот роковой весенний день учитель и ученик снова встретились: на подмосковном аэродроме "Чкаловский" они оба должны были совершить на самолете УТИ-МИГ-15 полеты по проверке техники пилотирования. Проверяющим был определен командир полка Владимир Серегин.

БЫЛО обычное мартовское утро. В тот день Юрий наконец-то получил разрешение на самостоятельный полет. Добиваться этого пришлось долго и трудно: ЦК и Политбюро берегли космонавта N 1.

КАК ВСЕГДА, ОН БЫЛ УВЕРЕН В СЕБЕ

КОГДА я подошел к своему самолету, Гагарин уже осмотрел свою машину и сидел в кабине, ожидая проверяющего. Он, как всегда, был предельно спокоен и уверен в себе.

Мой самолет взлетел сразу за гагаринским, с безопасным интервалом. Я летел в кабине инструктора. В мою задачу входило следить за показаниями приборов. Все было нормально, времени хватало и на то, чтобы наблюдать за воздухом, метеообстановкой и прослушивать радиоэфир. Видимость под облаками была хорошая: более 10 км.

Вдруг Гагарин доложил по радио об окончании задания в зоне пилотажа. Ему необходимо было выполнить две группы фигур: горизонтального и вертикального маневра. Примерно зная, сколько времени должна занять полная программа, можно было предположить, что выполнены только горизонтальные фигуры пилотажа: миражи и бочки. Вертикальные - боевой разворот, переворот, петля Нестерова, полу петля - оставлены на потом, надо полагать, из-за метеоусловий.

Руководитель полетов разрешил им вход в коридор района полетов - для возвращения на аэродром. В ответ от экипажа должен был последовать доклад по радио о занятии эшелона, о входе в коридор. Но самолет Гагарина и Серегина молчал - исчез из "эфира.

ВЕРСИЯ

В ТЕ ВРЕМЕН А не было "черных ящиков", с помощью которых причины авиакатастрофы можно установить достаточно точно. Созданная для расследования происшествия большая комиссия подтвердила, что самолет и его оборудование были в порядке; до самого конца летчики сохранили работоспособность; столкновения с другими самолетами, шаром-зондом, птицами не было. А что же было?

Доложив о выполнении задания и получив разрешение на вход в коридор района полетов для возвращения, Гагарин и Серегин вошли под нижнюю кромку облаков и уклонились в сторону - это подтверждается местом падения самолета. Таким образом они ушли с экрана радиолокатора и перестали выходить на связь. Полетать на вертикалях хотелось, а в пилотажной зоне была облачность. Поэтому Гагарин и Серегин отлетели подальше, нашли, по их мнению, безопасное место и начали "кувыркаться".

Фигуры пилотажа - переворот, петля Нестерова, полупетля - выполняются, как правило, в комплексе. При этом самолет УТИ-МИГ-15 теряет примерно 1200 м высоты. Высота же облачности была в пределах 1100 - 1300 м. Выполнять петлю Нестерова в таких условиях крайне рискованно. Но летчики рискнули. И проиграли.

Когда самолет выскочил из облаков, угол с землей при этом почти наверняка составлял более 90 градусов - стало ясно: высота мала, и обоим летчикам надо бороться за жизнь свою и самолета: катапультироваться было уже поздно. Летчикам не хватило совсем немного высоты, чтобы вытянуть машину из пикирования и перевести в горизонтальный полет...

Несколько лет спустя я получил косвенное подтверждение своей версии. Один житель Ногинска рассказал мне, что 27 марта 1968 года он видел в небе реактивный самолет- истребитель, выполнявший полеты на малой высоте и большой скорости. Происходило это в районе, где, кроме машины Гагарина - Серегина, никаких других самолетов быть не могло.

Как это ни печально, причиной гибели Юрия Гагарина стали бесшабашность и неоправданный риск.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы