Примерное время чтения: 5 минут
1858

В ЭТОМ МИРЕ НИЧТО НЕ ВЕЧНО. ДАЖЕ ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА. Не резвиться на улицах мамонтам...

Вечная мерзлота... Не правда ли, звучит несколько зловеще? Воображение рисует царство нетающего льда, неприступную обитель Снежной королевы. Между тем в России, как нигде в мире, научились не бояться вечной мерзлоты, построили на ней большие города, изучают. Так, в Якутске находится единственный в своем роде Институт мерзлотоведения, занимающийся исследованиями этого уникального природного явления. На вопросы корреспондента "АиФ" отвечает его директор, доктор технических наук Ростислав КАМЕНСКИЙ.

- Действительно, кому, как не нам, изучать вечную мерзлоту?! Ведь она, между прочим, занимает более 50% территории России. Таких крупных городов на вечной мерзлоте, как у нас, нигде в мире нет. Строят, конечно, канадцы, американцы, но, скажем, на Аляске поселок с населением 500 человек уже считается крупным поселением, а мы имеем такие индустриальные гиганты, как Норильск, Воркута, Магадан, Якутск, Игарка, Нерюнгри и т. д. Все это - огромные достижения человеческих рук и разума, хотя, увы, многие из них стоят на крови и костях, как, впрочем, и Санкт-Петербург. Конечно, строить тут приходится совсем иначе, чем в западных районах страны, поэтому проектировщикам никак не обойтись без рекомендаций нашего института. Раньше, когда постройки были деревянными, проблем не было. Но в конце XIX века начали возводить каменные дома, и вот тогда-то возникли сложности. Эти строения вдруг начали буквально проваливаться сквозь землю. Дело в том, что вечная мерзлота, строго говоря, не совсем вечная. Твердая, как камень, она тем не менее начинает таять под выделяющими тепло каменными постройками. Тает, на месте ледяной тверди образуется "провальная воронка", в которую "уплывают" разрушающиеся дома. Чтобы сохранить мерзлотный статус-кво, здания стали сооружать на сваях - тепло не уходит в грунт, а выносится в воздух. Так же теперь строят и трубопроводы. А то в свое время в Норильске уложили трубы в грунт, а через 2 - 3 года найти их не могли - провалились. Наш институт исследует мерзлоту с инженерной точки зрения, чтобы подобного больше не случалось.

- Но это, наверное, не единственное направление ее изучения?

- Конечно. Есть еще геолого-географическое, или естественное. В зависимости от географического расположения у мерзлоты разное строение, температурный режим, мощность (глубина) и т. п. Скажем, сейчас под нами мерзлотный слой в 300 метров, а его температура - 3 град.С. (Самая большая мощность в Якутии - 1,5 км, а температура на побережье достигает -16 град.С.) Кроме того, мы "считываем" колоссальную информацию о прошлых веках, которую хранит толща мерзлоты, изучаем ее связь с атмосферой, подземными водами, а также - как термодинамическую систему. И еще, конечно, экология. Север - он ведь очень ранимый. Если вырубить деревья на границе тундры и леса, то, чтобы их восстановить, понадобятся столетия. В Африке по джунглям на бульдозере проехал - колея в момент зарастет. А у нас, если гусеницами покров срезать, сразу начинается протаивание, образуются маленькие озерца, которые затем растут, растут... Можно вообще ненароком тундру уничтожить, поэтому по ней на тяжелых вездеходах ездить запрещается... Так что мы еще и за охраной природы следим...

- Ростислав Михайлович, а может человек использовать саму вечную мерзлоту? Я не имею в виду добычу золота и алмазов - тут она только мешает. А что дает?

- Холод, разумеется. Эксплуатируется как большой холодильник. В той же Игарке запасы рыбной продукции хранятся в толще вечной мерзлоты на глубине 12 метров без всякого дополнительного охлаждения. Мясо вообще не портится годами.

Еще мерзлота используется как естественная лаборатория для проведения экспериментов при низких температурах. Для этого создано несколько мерзлотных станций - в Игарке, Магадане, Чернышевском и т. д. Лет 30 назад, когда холодильные установки с нужным диапазоном температур были роскошью, эти станции только и выручали...

- Лужайку перед входом в институт украшает скульптурное изображение мамонта...

- Да, это своеобразный символ вечной мерзлоты - очень уж много останков этих исполинов было обнаружено в северных районах страны. Встречались целые "мамонтиные кладбища", бивни, скелеты, а однажды нашли целого мамонтенка.

- А скажите, Ростислав Михайлович, может ли хорошо сохранившийся в природном холодильнике мамонт или, скажем, какой-нибудь динозавр из юрского периода (нашли ведь по течению Вилюя кости ихтиозавра) отмерзнуть, ожить и начать разгуливать по улицам Якутска?

- Я вообще-то не специалист, но, думаю, вряд ли. Это только в фантастических фильмах возможно. А вот всякие микробы, бактерии, сохранившиеся с тех времен на останках мамонтов, вполне способны вновь ожить. Динозаврам же по улицам не гулять, хотя это, конечно, было бы занятно.

- Знаете, как-то на встрече с избирателями Жириновский сказал, что чем больше спутников будут запускать американцы, тем климат будет теплее. Растают льды, вечная мерзлота - и нас всех затопит... Насколько это серьезно?

- Спутники - это чепуха. Но от потепления (а оно действительно наблюдается) могут начать таять льды Арктики и Антарктики, Гренландии, ледники, а также лед, законсервированный в грунтах, - между прочим, его в якутской мерзлотной толще 80%! Уровень воды в Мировом океане поднимется. Это очень опасно. Многие страны и регионы окажутся под угрозой затопления, а, скажем, Голландию просто смоет. Всемирный потоп не так уж нереален! В России пострадает Петербург, а в воронки, образовавшиеся на месте ледяной тверди, могут провалиться Магадан, Норильск, Воркута и т. д.

- И что, никак нельзя с этим бороться?

- Пока мы не в силах управлять климатом, но не волнуйтесь, время у человечества еще есть, и немалое - несколько тысячелетий! Потомки наверняка что-нибудь придумают!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно