Примерное время чтения: 7 минут
228

ВЫСОКАЯ МОДА А-ЛЯ РЮС. Модельер для "новых русских"?..

Нет, наверное, в русской моде фигуры более спорной, чем Валентин Юдашкин. Для маститых искусствоведов каждая ею коллекция - как красная тряпка, для нового поколения ''новых русских" туалеты от Юдашкина - воплощение престижа и элегантности. Его обвиняют в вопиющей безвкусице, а он тем временем везет в Париж очередную коллекцию. На московской Неделе высокой моды ведущие назвали его единственным талантливым русским кутюрье. Ни больше, ни меньше.

БОГАТСТВО ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ

ШЕСТЬ лет назад на конкурсе молодых модельеров он не прошел даже первого этапа, получив в качестве оценки эпитеты "вопиющая безвкусица и примитивность". А в 1991 г. первым из русских модельеров участвовал в Неделе высокой моды в качестве приглашенного гостя (статус этот очень высокий - в таком же качестве на Неделе показывал свою коллекцию Джанни Версаче). Участие в Неделе высокой моды закрепило его статус кутюрье, работающего в высокой моде и создающего не просто одежду, а произведения искусства.

И сам он поверил в то, что создает туалеты для людей с утонченным вкусом. На самом же деле клиентами Юдашкина стали люди с большими деньгами и большим желанием, чтобы эти деньги были видны издалека. Его амбиции кутюрье не подтвердились теми моделями, которые он предложил. В таких туалетах, по мнению искусствоведов, нуждаются женщины, работающие в системе сервиса высокого уровня. Им важно подать себя, быть замеченными, но не важно, каким способом это будет достигнуто.

В выборе стиля Юдашкин оказался не оригинален. В его моделях - прекрасная вышивка и выбор тканей. Но он не предложил ничего нового - в такой манере, по оценке историка моды Александра Васильева, работали в начале века в Париже Дом Бабани, славившийся замечательной вышивкой в восточном и мавританском стиле, и петербургский Дом "Гиндус", клиентками которого были в основном опереточные примы. Похоже это и на стиль Дома Нины Риччи 80-х годов, когда они работали на арабский рынок. Но если ты претендуешь на звание единственного талантливого кутюрье России, то обязан уметь не только хорошо воспроизводить то, что уже было сделано когда-то. Ведь смог же Слава Зайцев, сделав коллекции из ивановского ситчика и штапеля, заставить публику по-новому взглянуть на эти материалы.

По мнению большинства специалистов, стиль Юдашкина -это скорее постмодернизм: сочетание несочетаемых предметов. Его модели напоминают сегодняшний книжный развал, где на одном прилавке можно найти все - от Льва Толстого до крутой порнографии. В одно платье он старается вместить и шикарную ручную вышивку, и камни, и вызывающие формы, и при этом еще поразить зрителя сочетанием цветов. А ведь в дорогих тканях, с которыми он работает, вполне достаточно порой искусной драпировки, простых линий.

"ВСЕ ЧТО Я ДЕЛАЮ - ЭТО ЭПАТАЖ"

СОЗДАВАЯ свои коллекции, Юдашкин адресует их не только ценителям изящного. И своими сезонными моделями, и эстрадными костюмами для "звезд" - а среди его клиентов Иосиф Кобзон и Алла Пугачева, Филипп Киркоров и Александр Буйнов, Надежда Бабкина и Владимир Пресняков - он пытается эпатировать публику. И в этом - снова несовпадение. Тот слой буржуа, которых эпатирует Готье, например, здесь принимает Юдашкина целиком и считает одежду от него верхом престижа. Для людей со вкусом это не эпатаж, а повторение уже существовавшего.

За манеру работы клиенты называют его хитрым диктатором. Он умеет уговорить, убедить, в чем лучше выйти на сцену. И убежденный им Киркоров, мужчина плотного телосложения и двухметрового роста, порхает по сцене в пене легкомысленных рюшей, и Александр Буйнов сменил пусть чудаковатого, но мужественного капитана Каталкина на розовый пиджак и шелка. А вот Пенкина, который сам большой любитель поэпатировать публику, убедить не удалось: "Я рисовал Пенкину один раз, и мы... не сошлись во мнениях. Я открыл все, что он вуалировал. А он сказал, что я сделал из него женщину. Но уж если ты хочешь быть русским Бой Джорджем, нужно иметь смелость эпатировать не только накрашенными губами и подведенными глазами".

Зато такую смелость имела и имеет Алла Борисовна. И Юдашкин первым одел легенду нашей эстрады в платье с короткой юбочкой и приталенным лифом, превратив женщину бальзаковского возраста в этакую легкомысленную Красную Шапочку. По отзывам людей, близких к эстрадным кругам, инициатива в данном случае исходила не от Юдашкина. Просто Пугачевой, которая не боится быть клоунессой, понадобился такой модельер, который бы исполнял ее прихоти. Юдашкину же работа с Пугачевой нравится тем, что "с ней можно испытать кайф первооткрывателя, потому что в поиске она, в поиске я..." Кайф кайфом, но модельер должен оставаться модельером, а у них и у врачей один общий девиз: "Не навреди!".

СЕЛФ-МЕЙД-МЕН

ЮДАШКИН - блестящий бизнесмен. Он сумел пройти путь от выпускника Московского педагогического техникума, на практике работавшего визажистом в Доме моды Славы Зайцева, до парижских подиумов. Он смог добиться от своих портных такого уровня ручной работы, который котируется на Западе. При всей его внешней мягкости и застенчивости он работает по жесткому плану. В этом Валентин, как говорит он сам, человек старой закалки - любит графики, отчеты, творческие планы для каждого сотрудника. И себе тоже пишет планы на каждый день. Потому что не имеет права не принести эскизы - иначе в этот день кто-то останется без работы. Он во всем поддерживает имидж дорогого модельера - от посещения дорогих ресторанов до мельчайших деталей отделки своего Дома моды. "Мне говорили: "Ты идиот, ты закапываешь деньги в землю", когда я вместо разломанного асфальта выкладывал перед Домом моды камни. Да, возможно. Но это - мой Дом, мое имя".

Юдашкин сумел найти 250 тысяч долларов, чтобы заплатить за участие в Неделе высокой моды. Но если бы отбор шел вне финансового ценза, боюсь, говорить сейчас о нем как о великом кутюрье никто бы не стал. Валентин говорит, что он мог бы давным давно работать не в этой непонятной стране, а в благополучной Франции, Италии, Израиле. Мог бы, но он никогда не будет там работать. И не потому, что любит трудности. В Италии или Франции он станет одним из сотни модельеров, одевающих средний класс. Но быть Юдашкиным, Единственным и Неповторимым, возможно только в России.

Справедливости ради стоит заметить, что моделирование никогда не было сильной стороной русской культуры. Россия дала миру талантливых писателей, художников, артистов. Но не модельеров. Потому "что в них просто не было нужды. Аристократия со времен Петра одевалась с оглядкой на кого- то, равняясь то на Германию, то на Францию. Во Франции первые Дома мод появились еще в XVIII веке, в России же - в начале XX. Дом Юдашкина официально открылся лишь в 1993 г. и сразу же бросил вызов западным Домам мод, имеющим вековые традиции. Но для этих Домов его вызов - как для взрослых детская война в песочнице.

Талантливые бизнесмены у нас появились. Чтобы у нас родились талантливые модельеры, способные удивить империю моды, нужно подождать еще сотню лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно