Примерное время чтения: 5 минут
113

ЖЕЛАЮЩИХ ПОМЕНЯТЬ СЕЛО НА ГОРОД СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ. Из столицы - в провинцию?

О столицах складывают песни, а о городах далекой глубинки - анекдоты. Одна только Чукотка сколько нам улыбок подарила! Правда, года три-четыре назад провинциал посмеивался над заносчивым горожанином, когда деревенское сало, мясо да молоко в столицах на вес золота ценились. Нынче же, хотя заморских продуктов на городских прилавках и навалом, многие хотят укрыться в глубинке от столичной суеты.

НЕЛЬЗЯ сказать, что и жителя провинции таким уж беспристрастным оставляет мерцание огней далекого града первопрестольного. Но один вокзальный день среди измученных и уставших лиц, в бурных потоках аканья, оканья, цоканья заменяет недельную поездку по России и может навсегда отбить охоту приезжать в Москву.

ВОКЗАЛЫ. СУДЬБЫ. НАДЕЖДЫ.

Одно место на двоих делит на Курском вокзале семья Апанасенко. "Приехали в Москву из своего захолустья на заработки. Кое-что с собой привезли на продажу, изучаем рекламу в газетах, берем небольшие партии товара со складов". - "Четвертую ночь кантуемся на вокзале, - перебивает мужа энергичная супруга, дожевав, наконец, бутерброд. - Денег, чтобы снять квартиру пока не заработали. Своего-то (косится на мужа) сколько уговаривала в Москву поехать, да теперь вот на вокзале ночуем, а домой совсем не тянет: лучше уж быть бомжем в Москве, чем загибаться в нашей дыре".

Каждый как может отстаивает свое счастье. Вот и боролась всю жизнь бабка Матрена из Твери за своего деда Харитона: "Старого-то моего всегда в город тянуло на шалашовок глаза пялить. Это сейчас он, как коряга, а раньше видным парнем был. Приходилось его перед детьми стыдить. И все равно никак не угомонится, старый черт. Правда, в столицу уже не рвется. Теперь только бы до магазина доползти".

А молодым сам Бог велел быть оптимистами. Срываются они с родных мест в поисках удачи. "Были бы здоровье и сила, а заработать на жизнь в большом городе легче, - считает Борис Мусин из Татарстана. - В Москве приняли меня охранником в фирму. А дома мои мускулы пригодились бы в лучшем случае охранять сельповский магазин или просто кулаками в драках размахивать".

Кто в столице обосновывается, а кому волей-неволей ее покидать приходится, "идти на глубину". "После окончания института мужа в Волгоградскую область распределили на газокомпрессорную станцию, - рассказывает Лидия Лашникова. - Приехали осенью, идем по поселку, а грязь страшная... Вижу: женщина пожилая под забором лежит. Говорю Андрею (мужу), наверное, с сердцем ей плохо. Отнесли мы ее до ближайшего дома и потом только поняли, что была она пьяная в стельку. Оказалось, весь поселок или пьет, или похмеляется. Все - закадычные друзья. А кто вместе со всеми за воротник не закладывает, тот чужак. Как мы. За это и дом наш сожгли".

Удачнее сложилась судьба у Елены Уваровой. "Пусть не молода, - сказала она себе, - а рискну-ка я где-нибудь на периферии закрепиться... Свернула я с большой дороги на сельскую тропу, она и вывела меня на отдельную квартиру, стабильную зарплату (учительствую в школе) и придала уверенности в завтрашнем дне".

ВЛАДИМИРСКИЕ ПРИСТРАСТИЯ

Что ни говорите, а преемственности в хорошем и плохом все равно больше в провинции. "Лет сто назад карты и вино были основными привычками владимирцев, - рассказывает работник городского музея Тамара Юрьева. - Здесь человек, погруженный в полудремоту, не хотел знать общественных смятений, а жил себе потихонечку, забившись, как улитка в раковину. У нынешних жителей Владимира, к сожалению, сохранилось пристрастие к выпивке. Правда, появилась и тяга к культуре".

Действительно, есть в городе шесть хоровых коллективов, два театра, множество музеев. Интеллектуальная элита собирается в "Суздаль-клубе", где обсуждает проблемы обустройства России. В приемной главы городской администрации местные художники вернисажи устраивают.

Но, к сожалению, окружен Владимир и такими поселками, как Новоалександрово, полки сельмага которого хронически пусты. "Хлеб и водка - самые ходовые в поселке, - с грустью констатирует продавец Наталья Афонина. - Деликатесами сельпо нас не балует. Но в город никто не рвется: на селе народ проще и честней".

Да, везде есть свои плюсы и минусы, но одно очевидно - повальное стремление попасть из глубинки в столицу в поисках хорошей жизни уже нехарактерно для нашего времени.

МНЕНИЕ СОЦИОЛОГОВ

Вот и по результатам опроса, проведенного Всероссийским НИИ потребительского рынка и маркетинга, видно, что благосостояние жителей глубинки и столицы в последнее время все-таки выравнивается. Правда, в провинции в вопросах материального положения семьи больше надеются на себя, чем на помощь федеральных органов власти. А в столицах "собесовских" настроений чуть больше.

О выравнивании покупательской способности говорят и данные о семейных расходах. Средняя столичная семья за полгода потратила 900 тыс. рублей, а провинциалы в магазинах оставили 742,2 тыс., несмотря на их "малодоходность". Деньги эти тратились по разному: у жителей столицы высокие затраты пришлись на приобретение жилья - 41,3% против 17,2% аналогичных затрат у провинциалов.

Однако больше 50% опрошенных - и столичные жители, и провинциалы - одинаково недовольны темпами роста доходов.

К сожалению, даже цифры не могут с ювелирной точностью подсказать то место на Руси, где жилось бы россиянину хорошо и душой и телом. Но так ли это важно? К примеру, отец Афанасий из владимирского Успенского собора считает, что не надо искать рая на Земле. Каждому человеку уготована своя судьба. За все земные страдания Господь вознаградит мучеников в их загробной жизни.

Те же, кто хочет все-таки и на земле пожить хорошо, продолжают поиски.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно