Примерное время чтения: 9 минут
220

ОДИН МИЛЛИОН АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ПОСТОЯННО ЖИВУТ В РОССИИ. Азербайджан накануне перемен?

Сохранит ли война в Чечне свой локальный характер или со временем захватит новые регионы - вот вопрос, который мучает сейчас политологов во всем мире. Есть основания предполагать, что она может активизировать оппозиционные силы в республиках Закавказья. В Азербайджане эти процессы уже "пошли". Об этом корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ беседует с первым президентом Азербайджана Аязом МУТАЛИБОВЫМ и российским востоковедом, генеральным директором русско-американского информационного агентства "Евразия" Станиславом ТАРАСОВЫМ, который согласился прокомментировать некоторые проблемы, затронутые в интервью.

- Аяз Ниязович, вы считаетесь лидером оппозиции Азербайджана. Какие шансы у вас вернуться к власти, если нынешний президент Гейдар Алиев, похоже, сейчас крепко сидит в седле: в Нагорном Карабахе уже скоро год как нет войны, с западными компаниями заключен "контракт века" на добычу нефти, который должен принести стране многие миллиарды долларов, а ближайший конкурент Алиева в борьбе за власть, бывший премьер Сурет Гусейнов после октября 94-го живет в Москве?

- Это спокойствие обманчиво. Чтобы продемонстрировать внешнему миру стабильность, якобы царящую в Азербайджане, необходимую для претворения в жизнь нефтяного контракта, Алиев давит любое инакомыслие в стране. Все средства массовой информации подвергаются жесточайшей цензуре. Газеты выходят с белыми пятнами, телевидение полностью монополизировано Алиевым, который "не слезает" с экрана с утра до вечера, как в свое время Брежнев. Недовольство режимом загнано внутрь, а это особенно опасно ввиду резкого падения уровня жизни населения, что явилось прямым результатом разрыва экономических связей с Россией.

- И все же многолетняя война с Арменией наконец закончена.

- Я бы признал заслуги Алиева в установлении мира, если бы ему удалось вернуть земли, которые находятся под оккупацией. Это 7 районов, или 20% всех азербайджанских территорий. Но то, чего добился Алиев, это не мир, а капитуляция. Де-факто Карабах получил независимость. Недавно там прошли президентские выборы. Коридор, связывающий Карабах с Арменией, открыт, связь с внешним миром есть, зачем армянам дальше воевать?

- Но война в Карабахе началась при вашем правлении.

- Да, но тогда Азербайджан находился в составе СССР, и погасить конфликт должен был президент Горбачев с помощью советских войск. Однако он этого не сделал. Все проблемы с сепаратизмом в республиках бывшего СССР начались именно с Карабаха. Мне вменяли в вину сдачу 3 деревень в Карабахе и расстрел армянскими боевиками мирных жителей в деревне Ходжалы. Но после этого трагедия Ходжалы повторилась десятки раз. В Азербайджане более миллиона беженцев, и все это "заслуга" моих преемников Эльчибея и Алиева.

- Означает ли ваша критика Алиева, что вы намерены снова добиваться власти в Азербайджане?

- К власти я отношусь спокойно и осторожно. Безудержная борьба за нее сулит народу одни только беды. Свое отношение к власти я продемонстрировал в мае 1992 г., когда добровольно подал в отставку с поста президента. Но, с другой стороны, я не могу спокойно смотреть, как нынешний тоталитарный режим разлагает народ коррупцией, клановостью, бездуховностью.

Поэтому оставаться более в стороне я не могу. Это вовсе не означает, что я собираюсь вернуть себе президентский пост, который по закону должен занимать до 1996 г., с помощью военного переворота или вмешательства извне. Я вернусь только мирным путем, если меня об этом попросит народ Азербайджана.

- Как повлияли чеченские события на Азербайджан?

- Насколько мне известно, возросли экономические проблемы в результате блокады Чечни и закрытия железной дороги, связывающей Северный Кавказ с Закавказьем.

Комментарий востоковеда. Возникает вопрос, почему Россия пошла на закрытие границ с Азербайджаном даже более жесткое, чем с Грузией. Есть прямые данные о том, что территория Азербайджана используется в качестве перевалочного пункта для доставки вооружений и наемников в Чечню.

Не случайно российские войска, осуществляя блокаду Грозного, оставляют южное направление открытым. Казалось бы, зачем? Это же создаст потом массу трудностей при ведении антипартизанской войны. Но командование российских войск, по-видимому, сознательно идет на это. По южному коридору через территорию Грузии боевики из Чечни проходят к Дербенту и оттуда - на север Азербайджана.

- Почему, по-вашему, Гейдар Алиев, вернув Азербайджан в лоно СНГ и подписав документ о национальной безопасности стран СНГ, не допускает, чтобы российские пограничники совместно с азербайджанскими охраняли ирано-азербайджанскую границу?

- Потому что у Алиева есть стратегическая заинтересованность в том, чтобы эта граница была открыта. Недавно в Москве побывал заместитель министра национальной безопасности Азербайджана, заявивший, что мы, дескать, контролируем границу. Это ложь. Граница открыта для транспортировки оружия и наркотиков из Ирана в Азербайджан и далее на север.

- Какую роль играет нефть в нынешнем развитии ситуации на Кавказе?

- Ее влияние просто невозможно переоценить. При подписании в сентябре прошлого года "контракта века" Алиев настаивал на том, что добываемая нефть должна идти по нефтепроводам через Иран и Турцию. Как только Россия потребовала, чтобы нефть шла по территории России, по уже имеющемуся нефтепроводу через Грозный на Новороссийск, Турция сразу стала придираться к режиму прохождения российских танкеров через проливы.

- Значит, чтобы нефть шла через Россию, нужно прежде всего навести порядок в Чечне?

- Если этого не произойдет и нестабильность на Северном Кавказе и далее будет продолжаться, это послужит достаточным основанием для нефтяного консорциума, чтобы проложить новый нефтепровод через Иран или Турцию. А это означает, что Россия полностью потеряет контроль над Закавказьем.

Комментарий востоковеда. Война в Чечне, помимо прочего, действительно необходима России для сохранения влияния в Закавказье и контроля над каспийской нефтью, чего она лишится, если контракт века начнет реализовываться в том виде, в каком он был подписан Гейдаром Алиевым. Отсюда можно с большой долей уверенности предположить, что уже весной этого года ситуация в Закавказье, и прежде всего в Азербайджане, будет серьезным образом дестабилизирована. Если нефть из Азербайджана будет идти на Запад через Иран и Турцию по вновь проложенному нефтепроводу, то к нему впоследствии через Туркмению подключится вся Средняя Азия, и тогда можно будет говорить о новом объединении тюркоязычного мира, втором со времен Чингисхана.

Учитывая участие крупнейших европейских и американских монополий в разработке каспийской нефти, можно сказать, что в вытеснении России из Закавказья заинтересован и Запад.

С развалом СССР начался негласный передел сфер влияния в мире, и события в Чечне - не что иное, как запоздалая реакция России на этот передел. Длительное равнодушие российского руководства к происходящему за пределами границ РФ привело к тому, что передел происходит без ее участия.

- То есть в сохранении режима Гейдара Алиева заинтересованы все, кроме России?

- В Азербайджане сейчас в открытую работают турецкие, американские, иранские, иорданские спецслужбы. Баку превратился в этом смысле во второй Бейрут. Эти службы покупают и перекупают министров и других крупных чиновников, депутатов, и об этом все знают. При всем разнообразии интересов цель одна: сохранить нынешний режим, не допустить восстановления жизненно важных для Азербайджана связей с Россией.

Ведь чем живет сегодня средняя азербайджанская семья? Тем, что один из членов семьи выезжает на заработки в Россию. Здесь постоянно живут до миллиона азербайджанцев, которые периодически отсылают домой деньги. А это седьмая часть населения республики. Ни Турция, ни Иран в экономическом плане альтернативой России в обозримом будущем стать не смогут. Вот почему я открыто выступаю за восстановление прочного союза между Азербайджаном и Россией.

- Но все-таки в Иран входит Южный Азербайджан, где живет раза в три больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане. И персы, и азербайджанцы - мусульмане- шииты. Не возникнет ли стремления к объединению?

- Очень маловероятно. За многие десятки лет мы далеко отошли друг от друга. По существу, мы живем в разных цивилизациях. Если бы в Иране до сих пор правил шах, он, безусловно, привлек бы к себе симпатии нашего народа. Потому что шах шел по пути европеизации Ирана. Но сейчас, после исламской революции, Иран слишком глубоко погрузился в пучину религии, даже на бытовом уровне, что мало привлекает моих соотечественников. Турция, хотя и светское государство, но до сих пор еще очень бедное. Азербайджанцам там места нет, сами турки ищут сейчас работу в России.

- И тем не менее, когда вы говорите, что Азербайджан стоит на пороге гражданской войны, в это трудно поверить. Слишком уж процветающей всегда была ваша республика.

- И все же это так. Сегодня хозяйственная разруха видна на каждом шагу. Обещанная от нефтяного консорциума помощь в полтора миллиарда долларов до сих пор не поступила и вряд ли поступит из-за неясностей с контрактом и в связи с нестабильностью в Закавказье. Клановость и коррупция раскололи общество. Везде на сколь-нибудь значительных постах сидят нахичеванцы - земляки Гейдара Алиева. Другие регионы на это болезненно реагируют. Это главная предпосылка гражданской войны.

Доходит до смешного: в октябре прошлого года, когда была псевдопопытка переворота в Азербайджане, на митинг в поддержку Алиева в Баку пускали только по паспортам с нахичеванской пропиской. Алиев сознательно подогревает ожесточение у карабахцев, лишившихся своих земель и живущих теперь в Баку и вокруг него. По существу, население столицы разделилось между различными землячествами, и в любой момент между ними может вспыхнуть конфликт, к которому немедленно подключатся все регионы республики.

- То есть повторится "таджикский вариант"?

- Вполне вероятно. Сейчас все как бы замыкается на Алиева, которому пока удается гасить конфликты, но все понимают, что рано или поздно он уйдет, и тогда может произойти взрыв.

Комментарий востоковеда. Нынешняя ситуация в Азербайджане не является уникальной. После Октябрьской революции Азербайджан уже распадался на отдельные мелкие государства. В 1920 г. центральное мусаватистское правительство контролировало только бакинский регион. Одновременно существовали Аракская республика, Нахичеванская, Ленкоранская. Точно так же были расколоты Грузия и Армения. Но существовало единое экономическое пространство, которое объединила затем общая идеология большевизма, и получилась Закавказская федерация.

Сейчас подходит момент, когда идея Закавказской федерации, объединяющей Грузию, Армению и Азербайджан, должна снова возродиться. Во-первых, восстановление связей между отдельными частями некогда единого экономического региона поможет устранить разруху, царящую сейчас в Закавказье. Во-вторых, воссоздание федерации помогло бы решить территориальные споры, раздирающие по сути все три республики. В-третьих, Закавказская федерация могла бы лучше противостоять агрессии извне. Но в любом случае без восстановления тесных связей с Россией Закавказью не обойтись.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно