Примерное время чтения: 4 минуты
67

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. Минздрав не дает "добро"

В течение нескольких месяцев последнего года широкая общественность бурно обсуждала судьбу нескольких миллионов вкладчиков АО "МММ", оставшихся "с носом". Обделенные акционеры сутками дежурили у офиса АО, жгли костры, медали - а может, все-таки вернут назад их трудовые... Потом, с наступлением холодов, надежды угасли, и акционеры разошлись по домам. Но один костер в столице все-таки остался и продолжает гореть даже в самые сильные морозы. Каждую ночь у здания Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ - живая очередь, как полагается, с записью и перекличками. Людей тут, правда, немного - человек 40 - 50, но от них иногда зависит судьба и жизнь миллионов.

ПО ДАННЫМ Минздравмедпрома, сегодня только около 20% потребностей в лекарствах удовлетворяются за счет централизованных поставок, остальное же - за счет децентрализованных закупок, которые делают разные государственные и коммерческие организации. Таких сегодня в России зарегистрировано больше 3 тыс. Итак, некая фирма, скажем, в Урюпинске, имеет право на такой вид деятельности и знает, что у них в городе в дефиците аспирин и касторка. Поскольку в стране сегодня своих препаратов производится очень немного (не более 30% потребностей) и они часто невысокого качества, то фирма находит такой товар в Занзибаре, оплачивает его, привозит в Россию и... И все. Потому что для того, чтобы привезти желанное лекарство в Урюпинск, мало того, чтобы оно было апробировано и зарегистрировано в России и оплачено в Занзибаре. Нужна еще лицензия на ввоз, а ее должен выдать лицензионный отдел Минздравмедпрома, который работает 3 раза в неделю по 3 часа. Прием ведет один чиновник, который в день принимает 5 - 7 посетителей. Вот и приходится записываться к нему в очередь с вечера...

Собственно, когда вводили систему лицензирования, идея была хорошая. Государственная лицензия на ввоз должна была стать преградой на пути некачественного товара, с ее помощью теоретически можно регулировать и цены. Есть постановление правительства, согласно которому лицензия должна быть выдана в срок до 25 дней. Но МЗ, мотивируя тем, что не справляется с потоком, постоянно экспериментирует с порядком выдачи лицензий. Срок давно увеличен до двух месяцев, количество наименований в каждой лицензии все сокращается, а общая сумма, на которую выдается лицензия, - уменьшается. Выходит так: Минздрав не справляется с работой и поэтому... сам прибавляет себе работы.

При этом Минздрав никаких справок не дает, и даже чтобы получить копию свидетельства о регистрации лекарства в России, надо пройти сложнейшую процедуру, хотя бюро регистрации находится в здании министерства через стенку от отдела лицензирования. Словом, Министерство здравоохранения под руководством генерала Нечаева все больше напоминает окоп, из которого чиновники стойко ведут оборону против коммерсантов.

А что в итоге? В Брянске онкологические больные ждут белустин и колхицин, но представитель организации, которая везет эти лекарства, стоит в очереди в Минздравмедпроме который день. В Екатеринбурге без противосудорожных лекарств остались больные эпилепсией, а их представитель греется у костра в центре Москвы. В Белгороде нечем лечить болезнь Паркинсона и нарушения мозгового кровообращения... В общем, по России обеспеченность лекарственными средствами составляет не более 70%, а те, кто эти лекарства в страну везут, неделями вынуждены толкаться в очереди в приемной МЗ, неся огромные убытки, а вагоны и машины с необходимыми медикаментами простаивают без лицензии на ввоз на таможне.

P. S. Между прочим, можно в очереди и не стоять. За то, чтобы пройти без очереди, надо заплатить 1,5 тыс. долларов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно