Примерное время чтения: 5 минут
89

К ЮБИЛЕЮ "КРАСНОЙ КНОПКИ. Как Андропов Америку "бомбил"

В "ядерном чемоданчике", непременном атрибуте Президента и министра обороны, две главные кнопки - "пуск" и "отмена пуска". Конструкторы стремятся к простоте, чтобы уменьшить вероятность ошибки. Рассказывает бывший работник Генштаба Роберт БЫКОВ.

СНАЧАЛА чемоданчика не было - был красный телефон. Опломбированный, под прозрачным колпаком, он был установлен в кабинете генсека Л. И. Брежнева. Второй такой же - на Центральном командном пункте (ЦКП) в здании Генштаба.

После установки аппарат молчал полгода. Вдруг звонок. "Дежурный генерал" (так официально называется должность) снял трубку и доложил: "Дежурный генерал-полковник В. слушает!" В ответ изумленный голос Леонида Ильича: "Что-то я не помню такого генерал-полковника! А где вы находитесь и какие задачи выполняете?"

Получил объяснение по всей форме. "А то я смотрю, какой-то новый телефон поставили. Для чего - не пойму. Ну спасибо, до свидания!" - и Брежнев положил трубку самого главного в стране телефона.

Как-то раз решили провести одну из "ядерных" тренировок - имитацию нападения на СССР. Самого Леонида Ильича, конечно, не волновали. В игре участвовал А. А. Епишев - начальник Главного политического управления, генерал армии. Сидел он в кабинете генсека и получил по красному телефону сообщение (дословно): "По тренировке". А потом: "Ракетное нападение, район Москвы и Ленинграда, 24 ракеты. До падения 15 минут". Когда Епишев это услышал, он буквально остолбенел, не мог пошевелить даже пальцем - начало-то фразы он прослушал. Но минут через 10 генерал отошел от шока, и война была "победоносно завершена".

Году в 83-м появился знаменитый "ядерный чемоданчик". Первым из генсеков его освоил Ю. В. Андропов и даже успешно участвовал в тренировке. Он быстро изучил все команды, молниеносно принимал решения. В отличие от своего медлительного предшественника, он быстро "уничтожил" Америку, а заодно и весь блок НАТО.

Выглядит чемоданчик обычно: дорогой импортный кожаный кейс чуть побольше обычного дипломата. Вес - около 12 кг, цвет, как правило, серый или черный. Всего их три: один - у Президента, другой - у министра обороны, а третий - пока военная тайна. Носит чемодан бригада из двух старших офицеров не ниже полковников.

Интересно, что не Президент и не министр обороны должны нажать в чемоданчике кнопку, а полковник, который за него отвечает. Люди, сопровождающие первых лиц с "ядерными" кейсами в руках, не имеют права задремать, почитать газету или книгу - сиди и смотри на чемодан. Совсем недавно для них построили специальные комнаты отдыха в местах, где постоянно бывает руководство: на правительственных дачах и в квартирах. Еще при Горбачеве два полковника с чемоданом скучали на даче в прихожей под неусыпным оком Раисы Максимовны, которая проверяла, не уснули ли они, не читают ли "Правду". Если ловила делала замечания: "Вас для чего здесь посадили?" Зато ее супруг ядерной кнопкой мало интересовался - ни в учениях, ни в тренировках не участвовал.

Впрочем, сама по себе кнопка в чемоданчике ни одной ядерной ракеты запустить не может. Это всего лишь выносное устройство связи между первыми людьми в государстве и Центральным командным пунктом. Только оттуда может пойти приказ в шахты стратегических ракет, на подводные лодки и в самолеты.

В декабре прошлого года ЦКП исполнилось 30 лет. Сегодня зал ЦКП - это три этажа, объединенные в одно целое, около тысячи м2, начиненных электроникой - телекамерами, компьютерами, системами управления войсками и стратегическим оружием. Есть здесь и стол министра обороны, куда он приходит запустить пару ракет для тренировки. Именно на ЦКП военные первыми увидят, если на нас полетит что-нибудь недоброе. Были ведь уже случайные пуски. Один раз "сорвалась" ракета (к счастью, не ядерная) с подводной лодки ВМС США. Американцы немедленно связались с ЦКП и сообщили координаты цели, чтобы ее без труда можно было сбить. Но тогда делать этого не пришлось - ракета упала где-то в районе Северного полюса. Бывало, и наши подлодки производили "несанкционированные" пуски с тренировочной целью, не предупредив ЦКП. В такие моменты в зале - страшное волнение, пока не разберутся, куда пошла ракета и какое у нее задание. Еще ЦКП - это самая надежная связь с любой армейской частью. Когда происходили события в Тбилиси, переговоры генерала Родионова с Язовым и Горбачевым шли только через ЦКП. А Маршал Советского Союза В. Куликов пользовался порой этой связью, чтобы узнать, как сыграла в хоккей дивизионная команда где-нибудь в Прибалтике.

Здесь, на ЦКП, еще в середине 70-х появилась прямая связь с американским президентом, какой не было даже в Кремле. Под океаном был проложен специальный кабель. Сейчас главы государств, конечно, общаются через спутник, но до сих пор есть и эта линия.

Записал Валерий БУЛДАКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно