Примерное время чтения: 3 минуты
88

А КАК У НИХ? Свобода слова и "Буря в пустыне"

Сложные взаимоотношения российских государственных чинов и средств массовой информации, проявившиеся во время боевых действий в Чечне, заставляют вспомнить о зарубежных событиях четырехлетней давности. В январе 1991 г. Пентагон начал операцию "Буря в пустыне" с целью выбить иракские войска из Кувейта. Широко освещали операцию американские и иные журналисты...

В ПРИНЦИПЕ, общественное мнение в США уже было подготовлено к необходимости этой войны. В течение пяти с лишним месяцев - начиная с августа 1990 г. (момента вторжения в Кувейт) - Ирак и его президент Саддам Хусейн изображались как воплощение зла. Американцам рассказывали о зверствах иракской армии в Кувейте, об убийствах политзаключенных в Ираке, о преследованиях Хусейном курдов и т. д. По сути, поддержка общественностью президента и военных - по крайней мере в условиях скоротечных боевых действий - была гарантирована.

Более того, американцы были готовы с пониманием воспринять определенные ограничения на информацию из зоны конфликта: "война все-таки!" По словам Ларри Рикмана, работавшего в то время редактором отделения международной информации агентства Ассошиэйтед пресс в Нью-Йорке, речь шла не столько о цензуре как таковой, сколько об ограничении доступа журналистов к некоторым чисто военным вопросам (включая численность и дислокацию войск и боевой техники антииракской коалиции).

В то же время каждый день (иногда несколько раз на дню) пресс- службы Пентагона проводили пресс-конференции в Вашингтоне, Эр-Рияде (в Саудовской Аравии) или даже в прифронтовых условиях, стремясь обеспечить журналистов максимумом открытой информации. В частности, анализировались удачи и неудачи боевых вылетов за предыдущий день, приводились цифры погибших и пропавших без вести.

Пентагон оплатил из собственного бюджета поездку примерно тысячи журналистов в зону Персидского залива. Специально для ТВ на высокоточных авиационных бомбах были установлены телекамеры, передававшие изображение вплоть до момента попадания в цель. Некоторым из журналистов, аккредитованным при группировке союзных войск в пустыне, разрешили лично принять участие в боевых вылетах.

И несмотря на все это, цензоры не имели права запрещать к показу даже весьма неприятные для престижа Пентагона эпизоды, если только они не были отнесены к разряду военных тайн. Например, работающий ныне в Москве оператор телекомпании Си-эн-эн Дэвид Раст вспоминает о том, что они снимали в Багдаде убежище, разрушенное американской бомбой, - тогда погибли десятки гражданских лиц. Этот сюжет затем многократно прокручивался по разным телеканалам.

Однако в американском обществе подобные вещи были восприняты просто как печальные, но неизбежные спутники войны, и мало кому приходило в голову винить в них армию и правительство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно