aif.ru counter
104

С АВГУСТА 1991 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ВВС СОКРАТИЛСЯ С 500 тыс. ЧЕЛОВЕК ДО 190 тыс. ВВС между небом и... скандалами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 07/12/1994

В последнее время российские СМИ много пишут и говорят об армии и Министерстве обороны, выдвигают различные обвинения в адрес армейского руководства. Одни из них носят явно тенденциозный, конъюнктурный характер, другие, увы, вполне обоснованны и находят подтверждение в ходе судебных разбирательств. Не обошли скандалы и традиционную в прошлом элиту Российской Армии - Военно-Воздушные Силы.

Дать интервью по некоторым острым вопросам жизни ВВС согласился Главком ВВС генерал-полковник авиации Петр ДЕЙНЕКИН.

- Петр Степанович, что происходит в этом мире, куда катится наша армия, если под судом по обвинению в коррупции находятся такие высокопоставленные генералы, как замкомандующего ВВС ЗГВ Селиверстов, а два других генерала подают на вас, своего непосредственного начальника, в суд?

- Вы затронули очень больной вопрос. В августе этого года мы пережили тяжелую трагедию в Забайкалье: разбился самолет Ан-12, перевозивший старших офицеров авиадивизии на совещание Военного совета воздушной армии. Погибли 47 человек. Остались сиротами 58 детей. По моему ходатайству, поддержанному министром обороны, Президент, как Верховный главнокомандующий, отстранил от должности командующего воздушной армией и начальника штаба. Оба генерала подали на меня в суд, требуя восстановления их в должности. И вот уже два месяца с усердием, достойным лучшего применения, ежедневно трачу по часу-полтора служебного времени для письменных оправданий перед судом. Не стал бы их наказывать, может быть, даже отстаивал бы этих командиров перед старшими начальниками, если бы не побывал сам на месте происшествия и не убедился в том, что оба они лично грубо нарушили законы летной службы, приказы министра обороны и Главкома ВВС. Например, на перевозку людей в экипаж должен назначаться штурман 1-го класса. Вместо этого был назначен штурман 3-го класса. Командир экипажа не имел достаточного опыта, чтобы летать в сложных погодных условиях. Это все равно, что обычного водителя грузовика посадить за руль пассажирского автобуса. Не буду утомлять вас дальнейшим перечислением всех грубейших нарушений, допущенных командующим армией и его начштаба, скажу только, что за любое из них им нужно было бы самим написать рапорт об отставке и уйти. Вот пусть Бог и дети погибших будут им судьями!

Теперь о генерале Николае Селиверстове. Считаю, что из судебного разбирательства в отношении него преждевременно делают сенсацию. Если обвинения в его адрес действительно подтвердятся, то это явление, безусловно, позорное для Военно-Воздушных Сил. Генерал, летчик, который несколько лет отважно воевал в Афганистане, командовал дивизией и впоследствии стал заместителем командующего ВВС Западной группы войск, не должен был запятнать свой мундир. Окончательную точку в этом деле поставит суд.

- Если с трагедией Ан-12 все более или менее ясно, то вопрос о коррупции в ЗГВ остается открытым. Согласитесь, что Селиверстов всего лишь заместитель командующего ВВС Западной группы войск. Если он действительно виноват, куда смотрело его начальство - командование ЗГВ и, наконец, командование ВВС, которому он тоже подчинялся? Сам генерал Селиверстов в одном из телеинтервью сказал, что он является "козлом отпущения" и отдувается за других.

- Насчет "козла" я не знаю, но в любой ситуации нужно вести себя по-мужски и не кивать на других. Отвечать нужно за себя. Генерал Селиверстов должен не делать тонкие намеки, а высказать суду всю правду о своем деле. В любом случае правда всегда возьмет верх.

- А что, вы сами всегда говорите правду?

- Да, всегда.

- Не мешает ли вам это, скажем, в общении с непосредственным начальником - министром обороны?

- Нет, не мешает, наоборот, только помогает. Во всех событиях, даже самых тяжелых - августа-91 или октября-93, все доклады мною делались без утайки. Например, перед событиями октября прошлого года мне задавали и такие вопросы: "Когда ты в последний раз видел Руцкого?" - "Неделю назад". - "Где?" - "В бане". - "Ездил поздравлять его с днем рождения?" - "Да, ездил"... Все честно, без лжи. Так как эти факты всегда проверялись, то ко мне никогда не было никаких претензий.

Честность в авиации - вещь абсолютно обязательная. Отсутствие ее может обернуться большими человеческими потерями. Я не прощаю лжи ни в личной жизни, ни тем более на службе ни себе, ни другим.

- Раз уж вы любите говорить правду, давайте поговорим откровенно о вашем министре П. Грачеве. О нем в последнее время много пишут, и все как-то мало лестного. Ряд публикаций носит если не хамский, то весьма близкий к этому характер. Но тем не менее факт остается фактом: авторитет генерала Грачева в армии невелик. Это подтверждают и письма офицеров, которые приходят к нам в "АиФ", и социологические опросы.

- Я с этим не согласен. В глазах общественного мнения его выставляют как политическую фигуру или как руководителя "коррумпированных генералов". При этом ни слова о том, что есть и другой Грачев. Профессиональный военный, имеющий богатый боевой опыт, которому доверяют соратники, в том числе и авиаторы, служившие в Афганистане, с которыми, будучи еще комдивом, Грачев вместе воевал. Воевал с наименьшими потерями в людях, заслужил Золотую Звезду Героя. Мы хорошо помним, как Грачев в те дни, когда он был командующим ВДВ, отказал своему министру Язову в поддержке ГКЧП. Но главную заслугу П. Грачева вижу в том, что он сумел в сжатые сроки организовать новый стратегический пояс обороны взамен того, что остался на территории бывших союзных республик. Если же говорить о сегодняшнем дне, то можете мне поверить, что министр делает для авиаторов, для сохранения ВВС как вида Вооруженных Сил гораздо больше, чем любой другой.

Грачев имеет еще и высокий личный авторитет как отважный человек и настоящий мужчина.

Он выполнил более 600 прыжков с парашютом, мастер спорта по лыжам. Владеет всеми видами стрелкового оружия, состоящими на вооружении Российской и иностранных армий. Павел Сергеевич - великолепный боксер, и только с его железным здоровьем и психикой можно выдержать те волны гнусных обвинений, которые организованными накатами идут в его адрес и в адрес Министерства обороны России.

- Знаете, слушая некоторые выступления Павла Сергеевича, как, например, одно из последних, в котором он сказал, что достаточно одного парашютно- десантного полка, чтобы навести порядок в Чечне, невольно подумаешь: а не слишком ли он переусердствовал в занятиях боксом? Создается впечатление, что ни Грачев, ни Министерство обороны не понимают, в какую страшную авантюру, которая может оказаться похлеще Афганистана, втягивают армию.

- Решение о наведении порядка в Чечне - политическое, и армия обязана его исполнять. Министру как профессиональному военному виднее, какими силами можно выполнить задачу по наведению порядка в Чечне.

- По российскому телевидению не раз показывали бомбардировки Грозного неопознанными самолетами. В передачах ТВ утверждалось, что это российские самолеты Су-27.

- Первое. Самолеты Су-27 атаковать Грозный не могли хотя бы потому, что по своему назначению это истребители. Второе. С начала перестрелки в Чечне и по состоянию на 5 декабря с. г. ни один из самолетов российских ВВС не бомбил город Грозный, в том числе и резиденцию Дудаева, как нас в этом обвиняют. Ни один из российских самолетов не только не был сбит, но даже не побывал в аварии. Третье: в то же время российские ВВС были вынуждены принять адекватные меры против чеченской авиации и высокоточным оружием "слегка повредили" на аэродромах подготовленные к боевому вылету самолеты Дудаева с подвешенными боеприпасами. Ни один человек при этом не пострадал. Это была ювелирная работа. Вот все, что могу сказать по этому вопросу. (Интервью с Д. Дудаевым читайте на с. 1, 6. -Ред.)

- Как бывший командующий дальней авиацией вы, вероятно, хорошо знаете бывшего командира дивизии дальних бомбардировщиков генерала Дудаева. Что вы можете сказать о нем?

- В свое время Дудаев был достойным командиром. Одним из его лучших качеств была забота о людях. Не случайно поэтому он стал первым в Чечне генерал- майором. Кроме того, за успехи в боевой подготовке Дудаев был награжден орденом Красного Знамени, а летчикам дальней авиации тогда редко давали ордена. По-человечески я тогда жалел, что он ушел из авиации. Могу сказать, что с тех пор, как Дудаев стал президентом Чечни, он сильно изменился.

- Когда вы в последний раз видели Дудаева?

- Это было в начале 1992 г., когда я прилетел в Грозный вместе с П. Грачевым, который тогда еще был первым заместителем министра обороны, на переговоры о выводе учебного центра Северо-Кавказского военного округа. Но вот 30 ноября с. г. я получил от него телеграмму. Точно привожу ее текст.

"Город Москва. Министерство обороны Российской Федерации. Главнокомандующему Военно-Воздушных Сил генералу П. С. Деникину (меня не впервой путают с Антоном Ивановичем Деникиным. - П. Д.).

Поздравляю Вас и Военно-Воздушные Силы Российской Федерации с очередной победой в завоевании превосходства в воздухе над территорией Чеченской республики Ичкерия. Встретимся на земле. Президент Чеченской республики Ичкерия генерал Д. Дудаев. 14 час. 14 мин. 30.11".

- И какова была на эту телеграмму ваша реакция?

- Разрешите мне об этом не говорить. Но соответствующие выводы я для себя сделал.

- В своих прошлых интервью вы не раз говорили, что армия должна быть далека от политики. Но не все генералы так считают. Генерал Дудаев - президент Чечни, Аушев - Ингушетии, Руцкой был вице-президентом РФ. Сейчас в российском обществе достаточно много людей, которые считают, что развал российской экономики, атомный взрыв преступности и коррупции требуют прихода к власти твердой военной руки. И кое-кто из генералов, как мы знаем, хотел бы стать на этой волне президентом России. Как бы вы отнеслись к тому, что следующим нашим президентом действительно стал бы один из популярных генералов, скажем, Громов или Лебедь?

- Думаю, что президент - прежде всего личность. Не так уж важно, кем он был в прошлом -военным или гражданским. Главное, чтобы ему доверяли люди. Во всяком случае считаю, что, кто бы ни был избран президентом, для армии он будет Верховным главнокомандующим, и наш долг - выполнять его решения.

- В чьих-то мемуарах о войне я прочитал, что, когда Сталин в 1943 году собирался лететь в Тегеран на конференцию, для него и сопровождавшей его делегации было приготовлено 2 самолета. Один должен был пилотировать командующий авиацией дальнего действия генерал-полковник Голованов, а второй - просто полковник. Сталин, приехав на аэродром, сказал: "Товарищ Голованов, я вас ценю и уважаю, но полечу все-таки на самолете полковника. Генерал-полковники редко водят самолеты."

Скажите, Петр Степанович, вы часто летаете сейчас на боевых машинах?

- Тот полковник, в "Дуглас" к которому сел Сталин (кстати, это был В. Г. Грачев), стал потом генерал-лейтенантом авиации и Героем Советского Союза. А генерал А. Е. Голованов стал Главным маршалом авиации. Это говорит о том, что Сталин разбирался и в людях, и в авиации. У нас в авиации лучший летчик сначала становится командиром звена, затем - эскадрильи. Командир полка назначается из лучших летчиков полка и т. д. Летное мастерство обязательно при выдвижении на вышестоящую должность.

До того как я был назначен командующим дальней авиации, летал регулярно и много. Перестал считать свой налет, когда он перевалил за 5 тыс. часов. Теперь самому приходится летать редко, я бы сказал, штучно: для оценки боевых возможностей новейших или серийных типов самолетов. Летал эпизодически и на многих иностранных машинах для того, чтобы сравнить их летные данные с российскими самолетами. Желание летать и тоска по небу живут во мне по сей день.

Беседу вел Дмитрий МАКАРОВ.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы