Примерное время чтения: 7 минут
660

НА ПАРОМЕ "ЭСТОНИЯ" ПОГИБЛО БОЛЕЕ 900 ЧЕЛОВЕК. Перст судьбы или человеческая ошибка?

Утонул паром "Эстония", Большой, спокойный. Такие, по всем оценкам, не тонут. Этот - пошел ко дну. За 20 минут - и как не было ничего.

Рассказывает пассажир Вилхо Итяранта:

- Было около половины второго ночи, но я не спал. Хотел пойти в туалет, но почувствовал, что с паромом что-то происходит, его не просто качает, он вдруг начал сильно крениться на борт. Я быстро выбрался на палубу, но не смог удержаться и скатился за борт. Увидел поблизости надувной плот, но на него было очень трудно забраться, вокруг было много таких, как я, некоторые пытались вцепиться в меня. Одна девушка подала мне руку и помогла залезть на плот. Он был переполнен людьми, в нем было по колено воды.

Судно затонуло минут через 20. Мы продержались на полузатопленном плоту почти 6 часов, прежде чем нас спасли. А девушка, которая подала мне руку, не выдержала холода и умерла на моих глазах, незадолго до того, как нас спасли.

СПРАВКА. По разным данным, на "Эстонии" находилось от 1100 до 1200 пассажиров, на борту было немало неучтенных "зайцев". Спаслось около 200, кроме того, спасатели подобрали в воде 91 труп. Остальные оказались заживо погребенными.

Рассказывает матрос Нейме Кальк:

- Я спал в своей каюте и проснулся оттого, что корабль вдруг резко наклонился на левый борт и я упал с койки. Я быстро оделся, а мой сосед по каюте все думал - одеваться ему или бежать так. Я сказал ему: "Я не знаю, что происходит, но я побегу наверх, узнаю." Никакого сигнала тревоги я не слышал, хотя по судовому расписанию он должен был оповестить всех об опасности. В коридорах и на трапах было полно людей, которые карабкались наверх, пытаясь спастись. Никого из членов экипажа, которые бы попытались организовать спасение, я не видел. Когда выбрался на верхнюю палубу, корабль уже почти лежал на боку. Тогда я надел спасательный жилет и бросился за борт. Высота волн была 5 - 7 м. Я вместе с тремя шведами залез в резиновую лодку, позже мы взяли еще одного человека.

Примерно в 7 часов утра нас подобрал финский вертолет и доставил в больницу.

СПРАВКА. Экипаж "Эстонии" состоял из 188 чел.: матросов, стюардесс, барменов, горничных и т.д. Спаслось 18 из них, хотя каюты экипажа находились на верхней, 7-й палубе. Многие спасшиеся отмечали мужественные действия членов экипажа, которые раздавали спасательные жилеты, пытались хоть как-то организовать эвакуацию. Но примечательно вот что. Рейс Таллин - Хельсинки - Стокгольм в порту называют "пьяным" - всего несколько часов в море, но при этом - высокие заработки и возможность погулять в Швеции и Финляндии. Поэтому в последние годы шел процесс активного вытеснения с рейса моряков-неэстонцев. Вместо опытных специалистов, которые пару лет назад составляли еще почти две трети экипажа, пришли молодые эстонцы, сразу после мореходного училища. В последнем рейсе в числе членов команды было всего 6 "представителей некоренной национальности".

Рассказывают Анти Арак и Айн-Алар Юханссон, которые вообще-то направлялись на чемпионат по триатлону:

- В каюте нас было четверо: трое парней и девушка (двое погибли). Когда мы услышали грохот, сразу выскочили в коридор и начали пробираться наверх. В коридоре было много людей, кто-то плакал, кричал, какие-то старики стояли, как окаменелые. Когда мы вырвались на верхнюю палубу, то надели спасательные жилеты, прыгнули за борт и быстро поплыли, чтобы нас не затянуло в воронку. Примерно через полчаса мы наткнулись на спасательный плот, забрались туда. Какое было счастье - услышать над головой шум винтов вертолета, а потом сверху полог нашего плота разрезали ножом, и нам помогли подняться на борт вертолета.

СПРАВКА. Температура воды в Балтике в ту ночь была +10С, сильный шторм. Первое спасательное шведское судно подошло примерно через час. От помощи российских военных - сначала вертолетчиков, а затем - водолазов, финские и эстонские власти отказались. Среди тех, кто спасся, в основном - молодые крепкие ребята. Женщин среди спасшихся - меньше четверти, ребенок - один, 12 лет, из Норвегии. Конечно, в таких условиях у чемпионов по триатлону шансы были, а вот у 22 мальчиков и девочек из эстонского детского хора, у пенсионеров, которых всегда немало на этих рейсах, - практически никаких.

Одна из членов экипажа до прихода на "Эстонию" много лет проработала в гражданской авиации, почти 15 из них - налетала как стюардесса. Решила - "хватит испытывать судьбу, надо найти что-нибудь поспокойней". Этот рейс на пароме был ее первым, стал и последним.

На семинар в Швецию на "Эстонии" должны были отправиться четыре руководителя Ленинградского областного потребсоюза. Двоим из них "не повезло" - один перед самой поездкой заболел, другого с границы "завернули" эстонские пограничники: придрались к чему-то в паспорте. Двое остальных благополучно сели на паром, чтобы не вернуться никогда.

Вдовец-норвежец решил жениться еще раз, а на "Эстонии" отправился в свадебное путешествие. Кроме молодой жены со своим маленьким ребенком, с ними были его двое детей от первого брака. Спастись удалось только одному его 12-летнему сыну...

А Воронины из Кохтла-Ярве отправились в путешествие втроем: дед, отец, сын. И спаслись все, вытащили даже отца, который повредил позвоночник, выламывая переборку!

Когда "Эстонию" поднимут (видимо, это будет в будущем году), о скольких еще трагедиях мы узнаем, ведь, по оценкам специалистов, в некоторых помещениях заживо похороненные люди могли прожить еще до 3 суток.

ОТ РЕДАКЦИИ. Не будем гадать о причинах катастрофы - это дело специалистов. Но хотелось бы обратить внимание на один момент. На последней пресс-конференции в компании "Эстлайн" (владелице "Эстонии") снова, в который раз за эти печальные дни, некоторые представители эстонских властей выдвигают версию о мифической "российской подводной лодке", которая наверняка и потопила несчастный паром! "А что, - заявил не представившийся эстонский журналист, - русские нас тысячами в Сибирь высылали, и один паром - для них - пустяк."

А в порту говорят о других причинах случившегося. Во всяком случае, один из моряков сказал мне, что вообще-то, по их расчетам, должно было что-то случиться не с "Эстонией", а с другим паромом - "Таллинк". Он - постарше, состояние его похуже, да и команда не из самых опытных. Но перст судьбы пал на паром "Эстония"...

Игорь МОРЖАРЕТТО, Таллин - Москва.

* * *

ХРОНИКА КРУПНЕЙШИХ МОРСКИХ КАТАСТРОФ XX ВЕКА

* 15 апреля 1912 г. английский лайнер "Титаник" затонул после столкновения с айсбергом. Утонуло 1503 человека.

* 29 мая 1914 г. канадский пассажирский лайнер "Эмпресс оф айленд" столкнулся с норвежским судном "Сторстадт". Погибло 1012 человек.

* 17 июля 1947 г. в Бенгальском заливе в шторм затонул индийский паром "Рандас". Утонуло 625 пассажиров и членов экипажа.

* 27 января 1949 г. в Тайваньском проливе столкнулись китайские пароходы "Тайпин" и "Цзинь-Юань". Погибло более 1500 человек.

* 11 октября 1968, г. у о. Минданао в шторм затонул филиппинский паром "Дамеджиет", который унес в пучину более 500 человек.

* 31 августа 1986 г. в результате столкновения на выходе из новороссийского порта затонул советский лайнер "Адмирал Нахимов" По официальным данным, погибло 423 человека.

* 20 декабря 1987 г. филиппинский каботажный теплоход "Дона Бас" столкнулся с танкером "Вектор". Произошел пожар, в результате которого оба судна затонули и погибло около 3000 человек.

* 6 марта 1987 г. английской автопассажирский паром "Геральд оф зе фри энтерпрайз" опрокинулся при выходе из бельгийского порта Зебрюгге. При этом погибло 193 человека. Причина трагедии - выход в море с приоткрытыми грузовыми воротами - вероятно, чтобы выветрились выхлопные газы с автомобильной палубы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно