Примерное время чтения: 4 минуты
155

ТОЛЬКО 10% РОССИЯН ВЫСТУПАЮТ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЮЗА ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Хочет ли Россия в СССР?

О ПРОШЛОМ СОЖАЛЕЮТ, НО...

РАСПАД Советского Союза, по данным фонда "Общественное мнение", как не вызывал, так и не вызывает восторга среди граждан Российской Федерации: до сих пор более двух третей респондентов сожалеют о случившемся. Многие из них так и не смогли примириться с мыслью о том, что развала страны нельзя было избежать, - таких свыше 40% (думающих иначе - около трети). Поэтому, быть может, люди склонны искать не причины, а конкретных виновников происшедшего. Очень немногие, скажем, вспоминают о настроениях населения в бывших союзных республиках перед Беловежской пущей, о том, что ей предшествовал референдум на Украине, жители которой однозначно высказались за государственную независимость. Гораздо охотнее вспоминают о "вождях" - о Горбачеве, который "не сумел предотвратить", и о Ельцине, Кравчуке и Шушкевиче, которые стремились "получить всю полноту власти на территории своих республик".

Но хотя граждане России сожалеют о распаде СССР, большинство меньше всего помышляет о том, чтобы утраченное прошлое сделать настоящим. Такое желание - восстановить единое государство на территории бывшего Советского Союза - высказывает лишь треть опрошенных, а в категорической форме - всего одна пятая. Чем же объяснить эту ностальгию по прошлому при одновременном нежелании возвращаться в него?

СВОЯ И ЧУЖАЯ ВЫГОДА

ОБЪЯСНЕНИЙ может быть, по меньшей мере, два. Первое: народ России вышел из того исторического состояния, когда будущее ищут в прошлом, мечтая вернуть то, чего вернуть нельзя. Второе: любовь к прошлому столкнулась с представлениями о выгоде. Жители Российской Федерации успели почувствовать свои преимущества перед населением других бывших советских республик. Они не испытывают желания жертвовать своими интересами ради каких-то политических целей. В том числе - и во имя нового Союза.

И без того не очень большая доля сторонников воссоздания Советского Союза падает до 10%, как только вопрос встает о том, что за это придется заплатить снижением уровня жизни в России. На таких условиях не принимаются и более мягкие варианты интеграции. Показательно отношение к рублевой зоне: несмотря на то, что подавляющее большинство россиян выступает за сближение с Белоруссией, лишь 9% готовы поступиться ради рублевой зоны экономическими интересами своей страны (56% опрошенных такой вариант отвергают).

Все это никоим образом не означает, что россияне - принципиальные противники интеграции (таких не набирается и 30%). Наоборот, большинство из них - категорически "за". Но они имеют в виду интеграцию, основанную на экономических интересах, на взаимной выгоде, а не на приверженности какой-то единой идеологии или чисто политическим целям. Можно сколько угодно критиковать беловежский "сговор", можно призывать к восстановлению СССР, к созданию Евразийского или какого-то другого союза, но все это будут лишь слова и только слова до тех пор, пока российское общество не получит ответа на интересующий его вопрос: что выиграет и что проиграет оно в результате интеграции.

Ее цену можно скрыть разве что одним-единственным способом. По прошлым десятилетиям он нам хорошо известен. Это - монополия власти на истину, лишение слова политических оппонентов, это - отказ от демократии. Но тогда ведь и саму интеграцию придется осуществлять примерно теми же методами, которыми ее осуществляли коммунисты. А раз так, то остается выяснить: есть ли в российском обществе такие силы, такие слои и группы населения, которые были бы заинтересованы в подобном развитии событий?

ОПАСНОСТЬ СОХРАНЯЕТСЯ

ИТАК, идея насильственной интеграции никаким спросом в России не пользуется. Наши сограждане очень щепетильно относятся не только к своим собственным интересам, но и к нуждам своих бывших соотечественников в ближнем зарубежье: они хотят им всяческих благ и уж тем более не желают неприятностей. Но есть и тревожные симптомы, есть настроения, которые при обострении обстановки могут быть использованы экстремистскими, откровенно "имперскими" политическими группировками.

Дмитрий ЧУБУКОВ, сотрудник аналитического центра фонда "Общественное мнение".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно