Примерное время чтения: 6 минут
322

КОНФЛИКТ В МВД. Бей своих, чтоб чужие боялись

Месяца два назад в российской печати появились сенсационные сообщения: "Против заместителя начальника Главного управления уголовного розыска МВД России возбуждено уголовное дело... Заместитель прокурора Москвы Е. Лисов подписал 25 ордеров на обыски у подозреваемых по делу... О том, что среди подозреваемых - второй розыскник страны генерал милиции Игорь Шилов, к началу активных действий знали лишь три высших чина МВД: начальник московского Регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) В. Рушайло, начальник ГУОП М. Егоров и сам министр В. Ерин... Против И. Шилова, как и против других подозреваемых офицеров милиции, возбуждено уголовное дело по статье 218 УК России за незаконное хранение оружия... С генерала И. Шилова взята подписка о невыезде".

Эту информацию центральные газеты сообщили своим читателям, не дождавшись окончания следствия. Под удар была поставлена репутация профессионала, 36 лет проработавшего в органах внутренних дел. Сегодня генерал-майор милиции И. Шилов продолжает занимать должность зам. начальника Главного управления уголовного розыска МВД РФ, а прокуратура в предоставленных РУОП материалах, судя по всему, не находит столь желанного для некоторых криминала. Об этом - беседа нашего специального корреспондента с генералом И. ШИЛОВЫМ.

- Игорь Александрович, как получилось, что вы, генерал милиции, попали под подозрение Управления по борьбе с организованной преступностью?

- Сегодня выявлено немало случаев, когда против сотрудников уголовного розыска выдвигались необоснованные обвинения, проводились аресты, обыски, а после проверок оказывалось, что они невиновны. В качестве примера я могу привести задержание в прошлом году оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Рязанской области.

Затем в Брянске работники РУОП задержали начальника отдела уголовного розыска и обвинили его в руководстве бандитскими формированиями.

В обоих случаях сразу же после задержания "преступников" в прессе появились публикации, в которых описывались бравые действия работников РУОП, а на задержанных сотрудников уголовного розыска ставилось клеймо преступников. И в том и в другом случае после проведения расследования задержанные были признаны невиновными. Удивительно и то, что, когда подозрения оказываются необоснованными и все становится на свои места, опровержений никто не публикует.

Что же касается моего случая, то на следующий день после обыска "Независимая газета" с подачи РУОП обвинила меня в том, что я связан с представителями преступного мира. "Комсомольская правда" расширила список моих преступлений, заявив, что я взяточник, коррупционер, а кроме того, являюсь руководителем двух преступных группировок, которых, как потом выяснилось, вообще не существует. Позднее в прессе появилось заявление РУОП, где меня обвиняли в незаконном хранении оружия, что в отношении меня и моего сына возбуждено уголовное дело и что имеется дополнительная информация о моей преступной деятельности.

- Подтвердились ли обвинения, которые выдвигали против вас руководители РУОП Москвы и центральная пресса?

- Что касается изъятого у меня охотничьего карабина и оптики к нему, которые продаются в магазине, то на них у меня было разрешение.

Оценку же другим руоповским обвинениям сегодня дает прокуратура. И, насколько мне известно, фактов, подтверждающих мою преступную деятельность, у нее нет. Во всяком случае, я как работал на своем посту, так и работаю. Между тем мне стало известно, каким путем сотрудники РУОП добывали эти "доказательства". Одного задержанного они практически вынудили дать показания против меня и других работников уголовного розыска. На этом основании и было сделано заявление, что мы все являемся преступниками.

- Что значит - вынудили? Мне приходилось слышать, что и по сей день в тюрьмах существуют так называемые "пресс-хаты", где содержат "внезаконных уголовников" (то есть заключенных, нарушающих законы уголовного мира), которых в общей камере раздерут на части. С помощью этих "отступников" в "пресс-хатах" и выбивают необходимые показания из "клиентов". Это что - один из таких случаев?

- Я никогда не сталкивался в своей практической работе с такими камерами. Но методы психологического и физического воздействия для получения нужных показаний действительно существовали в прошлом, и сегодня они признаны незаконными. Поэтому если такая молодая служба, как РУОП, берет на вооружение эту методику, то мне как профессионалу стыдно за нее.

- В свое время, когда формировалось это подразделение, была "спущена" команда - отдать туда лучших работников из всех отделов МВД. Но какой же начальник отдаст своего лучшего работника? Получается, что тогда начальники слукавили, а сегодня мы имеем то, что имеем...

- Вы правы, к сожалению, действительно не все региональные управления отдали РУОП работников по-настоящему высокой квалификации, имеющих необходимые профессиональные навыки. И этот низкий профессионализм, естественно, теперь сказывается на работе этих подразделений.

- Игорь Александрович, уровень профессионализма силовых структур, наверное, измеряется и тем, насколько редко при проведении операций гибнут или получают ранения сотрудники органов правопорядка.

- Безусловно. Операции должны проводиться по возможности бескровно. Руководством управлений должен разрабатываться четкий план операций и продумываться все детали. И если задержание проходит со стрельбой, это в подразделениях уголовного розыска считается браком в работе.

Я не берусь судить об эффективности работы подразделений РУОП. Но вот две цифры, которые приводятся в статистике: доля работников уголовного розыска в раскрытии преступлений за пять месяцев составила 33,3%, а доля сотрудников РУОП - всего 1,1%. Эти цифры, по-моему, говорят сами за себя.

Как-то в прессе мне попалась информация о том, что на учете, по данным ГУОП, состоит более 2000 организованных групп. Естественно, у каждого может возникнуть вопрос: а сколько же из них изобличены и ликвидированы силами работников РУОП? Этим вопросом, наверное, когда-нибудь займутся комитеты Государственной Думы.

И потом, все эти профессиональные проколы РУОП в конце концов дискредитируют не только сотрудников данного подразделения, но и все правоохранительные структуры в целом. Потому что у любого гражданина, читающего эти материалы, может зародиться следующая мысль: если в таком элитном подразделении работают подобные "профессионалы", то чего же тогда ждать от остальных работников правоохранительных органов?

Беседу вел Виктор ПЕРУШКИН.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно