aif.ru counter
29.06.1994 00:00
48

ПСИХОЛОГИЯ И БИЗНЕС: ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА. "Инофирма приглашает на работу..."

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 29/06/1994

На такие объявления наши люди откликаются охотно. Их принимают на работу. Неплохо платят, порой больше, чем на отечественных предприятиях. Вроде нет оснований быть недовольными, но тем не менее многие уходят - кого-то увольняет директор, а кто-то - по своему собственному желанию, так и не сумев "сработаться" с иностранными коллегами. Почему? Об этом наша беседа с директором российско-американского психологического центра "Экопси" Мариной МЕЛИЯ.

ОБЫЧНО мы встречаемся со случаями, когда крупная международная компания открывает в России свое отделение и направляет менеджера для руководства им. Причем в Россию, как правило, приезжают опытные менеджеры, не один год проработавшие на фирме и готовые организовать работу по западным стандартам. Крупные западные фирмы имеют свою философию, традиции, особые бюрократические формы и хотят построить в России отделение, полностью воспринявшее систему работы всей компании. Так в принципе и должно быть. Но, как правило, они не учитывают, что выращивание таких ростков на нашей почве требует неспешности и осторожности.

- Да уж, при нашем-то бюрократизме резко не разгонишься...

- Это мы привыкли считать, что мы самая бюрократизированная страна в мире. Но это далеко не так. Мы пасуем, когда сталкиваемся с настоящей бюрократией! Предположим, в компании есть продавцы-агенты, ищущие оптовых покупателей. Западный менеджер будет требовать, чтобы после каждой встречи с реальным или потенциальным покупателем агент в письменной форме, причем в тот же день, кратко описал человека, тему разговора и его результат. Секретарша делает копии и раздает всем заинтересованным лицам. В начале месяца нужно написать план на будущий месяц и отчет за прошлый. Все это должно подшиваться и храниться в особых папках-файлах. И так далее. В условиях очень динамичной и неупорядоченной российской действительности, когда ежедневно появляется по десять незапланированных и отменяется столько же запланированных встреч, эта система кажется несколько неповоротливой. Но именно такую бюрократию будет требовать западный менеджер. И большая часть наших опытнейших специалистов оказывается к этой системе не готова, например, самое важное обычно остается незаписанным. Это типичный источник конфликтов: иностранный менеджер считает, что его сотрудники просто халтурят, а русские специалисты уверены, что к ним придираются.

- Многие считают, что советский человек - человек особого психологического типа. Может, так оно и есть. Но давайте попытаемся сравнить двух людей одного возраста, примерно одинакового профессионального и культурного уровня, работающих в одной фирме, один из которых иностранец, а второй - наш. Чем они будут отличаться?

- Западные люди воспринимаются у нас как немного... наивные. Социологи объясняют это выработанным за десятилетия двойным сознанием советского человека. Например, каждый из нас знал, что надо говорить на профсоюзном или партийном собрании. И говорили-то в какой-то мере искренне! И столь же искренне не сомневались, что ли слова не имеют отношения к жизни. Западные люди не прошли нашей школы и остались в нашем понимании наивными детьми - они искренне верят, что слова значат ровно столько, сколько они значат. И если на собрании, посвященном укреплению дисциплины, сотрудники говорят, что они будут приходить вовремя, западный менеджер ждет, что на следующий день они придут вовремя. И он абсолютно не может понять, почему все продолжают опаздывать! Наши же понимают, что на то и собрание, чтобы говорить о дисциплине, они вполне искренне играют положенную роль. Ну а жизнь есть жизнь.

- И какими же методами менеджер будет "крепить дисциплину труда" - своими, импортными, или воспользуется нашими?

- Пытается, конечно, все делать, как у них... Я своими глазами наблюдала такие ситуации. Иностранный руководитель, столкнувшись с тем, что человек говорит одно, а делает другое, решает, что, может быть, русские забывчивые или рассеянные. Тогда он лично пишет плакат, где жирным шрифтом выведены слова: "Дисциплина. Ответственность. Внимание", делает множество копий и вешает рядом с рабочим местом каждого сотрудника - прямо ему под нос, чтобы, поднимая голову, человек видел, что от него требуется. При этом западный менеджер считает, что это он так изобретательно борется за дисциплину.

- Извините, но это же смешно!

- А он с трудом понимает, почему нашего человека такие плакаты смешат или раздражают! Бывают и более нелепые ситуации. Все эти ошибки во многом связаны с таким понятием, как лояльность. Западный менеджер считает, что каждый работник, поступающий в его фирму, если он не шпион другой фирмы, лоялен фирме, то есть болеет за ее будущее, старается, думает о карьере и т. д.

- Но и на Западе люди разные... Один стремится сделать карьеру, а другому это не так уж и важно.

- Тем не менее можно говорить о лояльности фирме как о типичной установке так называемого среднего класса. Советский же человек приучен к нелояльности. Мы очень часто считаем, что наши интересы противоположны интересам организации. И мы объединяемся друг с другом против нее! Например, западные менеджеры совершенно не способны понять, почему русские работники сообщают друг другу такую абсолютно конфиденциальную, по западным стандартам, информацию, как назначенную им зарплату. А ответ очень прост. Обмениваясь сведениями о зарплате, сотрудники помогают друг другу воевать с фирмой за повышение ставок. За л им стоит глубинная нелояльность которую и не понимают западные менеджеры и которая мешает многим нашим предприятиям эффективно работать.

- И как же им это объяснить?

- Во-первых, я бы сказала, что это надо иметь в виду, и отбирать людей не только по профессиональным навыкам, но и оценивая их психологическую способность освоить западную систему работы. Во-вторых, ничего хорошего не получится, если менеджер даже не пытается адаптировать систему работы своей фирмы к российской культурной ситуации. В-третьих, не спешить. А если есть возможность, то весьма полезно обратиться к специалистам, которые помогут сотрудникам фирмы найти взаимопонимание. Для наших же самая главная и самая важная рекомендация, как бы забавно она ни звучала: постарайтесь принять тот факт, что в большинстве случаев западный человек имеет в виду ровно то, что он говорит. И в свою очередь ждет от вас того же.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество