Примерное время чтения: 6 минут
90

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Конверсия ума

Беседа нашего корреспондента с директором Института машиноведения РАН, президентом Международной научно-просветительской ассоциации "Знание" академиком Константином ФРОЛОВЫМ.

- В нашей стране машиностроение всегда контролировалось военно- промышленным комплексом. Как сказалась на работе ученых нынешняя конверсия, которая у многих ассоциируется с клепкой кастрюль из ракетных корпусов?

- Оборонные отрасли и раньше занимались выпуском товаров народного потребления, считая это как бы неизбежной дополнительной нагрузкой. Поэтому ассортимент и качество этих товаров, мягко говоря, не всегда соответствовали мировому уровню. Так получилось, что сфера науки и техники, работающая непосредственно на человека, оказалась непрестижной. А между тем в развитых странах нередко происходят совершенно обратные процессы - новые разработки из гражданских отраслей передаются в оборонные. Конверсию не следует упрощенно понимать как обвальное сокращение военных заказов. И здесь, на мой взгляд, роль академических научных центров и институтов очень важна, поскольку именно результаты фундаментальных исследований, которые чаще всего носят межотраслевой характер, лежат в основе эффективных прикладных разработок. Только на их базе могут появиться и появляются принципиально новые технические решения в области так называемых двойных технологий, в которых в равной мере заинтересованы и гражданские, и оборонные отрасли. А они, в свою очередь, должны здесь объединить свои усилия.

- Расскажите подробнее о таких разработках.

- Например, наш институт совместно с конструкторским бюро машиностроения в Коломне и рязанскими учеными создал достаточно удобный и надежный комплекс машин для возделывания и уборки картофеля по интенсивным технологиям, пригодный в том числе и в малых крестьянских хозяйствах. Ведь раньше дело доходило до смешного: мы могли доставить в автоматическом режиме грунт с Луны, но не умели быстро и качественно извлечь из земли картофель...

Вместе с этим же КБ, а также с Институтом протезирования и протезостроения на базе новых материалов и технологий, использовавшихся в оборонных отраслях, мы разработали образцы высоконадежных протезов ног, имеющих оригинальную конструкцию коленного сустава и обладающих системой, которая облегчает инвалидам ходьбу и значительно сокращает период их реабилитации.

Именно разумное использование огромного технологического богатства оборонных отраслей промышленности, колоссальных научно-технических возможностей, которыми располагают академические институты и ведущие университеты России, может позволить существенно перевооружить и нашу перерабатывающую промышленность, и добывающие отрасли, и транспорт, и энергетику. Ведь у нас, как показала только что состоявшаяся в США выставка российских высоких технологий, уже имеются очень эффективные разработки, которые у западных партнеров вызывают особый интерес. Однако многие из этих достижений рискуют остаться в стадии разработок...

- Как всегда не хватает денег?

- Дело не только в этом. Необходима переориентация самого сознания, если угодно, "конверсия ума". Я считаю, что наши лучшие головы - ученые, политики, предприниматели - должны основательно задуматься над тем, сколько производить оружия и какого именно, как наилучшим образом оснастить реформируемую армию, в какие страны стратегически целесообразно продавать оружие. И в то же время - как наладить выпуск социально важной продукции в гражданских отраслях, которые сейчас испытывают очень жесткий натиск со стороны и Запада, и Востока.

Только из-за организационных недоработок мы несем огромные потери - дело иногда действительно сводится к "кастрюлям". Опытнейшие специалисты дисквалифицируются, а то и просто бегут в поисках лучшей доли - в коммерцию или за рубеж.

- Выходит, что оборонное производство теряет один из главных своих козырей - квалифицированные кадры. А как с этим обстоят дела в науке?

- Как ни странно, сейчас ученых уезжает значительно меньше, чем раньше, когда это сделать было намного сложнее.

Вы, журналисты, очень любите драматизировать эту ситуацию. Действительно, досадно, что умные головы, не найдя применения на Родине, вынуждены искать счастья за рубежом. Но, с другой стороны, есть и такой психологический момент: те же работники оборонных предприятий, многие наши ученые из-за тотальной секретности вообще никуда не имели возможности поехать. Это было противоестественным. Командировка за рубеж, особенно молодому специалисту, просто необходима. И весь мир это давно понял. Вспомним и наш опыт еще со времен Петра. Кстати, в престижных западных вузах существует такое понятие -sabbatical year (годичный отпуск). То есть преподавателю, профессору выплачивают зарплату за год вперед и говорят: уезжай, поищи себе место - неважно, в своей стране или за границей. Посмотри, как живут и работают другие. В этом случае приобретается бесценный жизненный опыт, происходит обмен идеями, методиками преподавания, исследований и т. п. Необходимо наладить взаимовыгодный эквивалентный обмен между учеными России и Запада - в выигрыше останутся обе стороны.

- Бытует мнение, что по уровню образованности наш средний студент выше американского. К вам каждый год приходят свежеиспеченные специалисты. Что вы можете сказать об их уровне?

- В точных науках уровень наших студентов весьма высок. Но у нас и в США разные подходы к образованию. Там большей частью готовят очень узких специалистов, глубоко разбирающихся только в какой-то одной области. А фундаментальных широких знаний -физики, математики, химии - им зачастую не хватает. По свидетельству наших коллег-гуманитариев, в их сфере та же ситуация. Допустим, студент, специализирующийся на позднем Чехове, знает его досконально. Но в его раннем творчестве он разбирается слабо. А о Лермонтове он, может быть, и вовсе не слышал.

У нас же - наоборот. Российскому специалисту иногда недостает каких-то очень узких, специфических знаний, но по базовым наукам он образован значительно лучше. Благодаря этому наш студент или специалист при необходимости всегда сможет восполнить пробелы. Есть шутливая поговорка: образование - то, что осталось в голове "после того, как ты забыл все, что учил. А судя по первоклассным образцам отечественной техники, и прежде всего оборонной, - в головах наших выпускников остается довольно много.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно