Примерное время чтения: 7 минут
94

КОНКУРС В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТОЛЬЯТТИ - 10 ДЕТЕЙ НА 1 МЕСТО. "Детройт" на обочине

Почти тридцать лет назад в компьютер заложили программу - надо было путем сложных вычислений найти на просторах СССР идеальную площадку для строительства автозавода. Причем тут должны были быть рабочая сила, электроэнергия, вода, хорошие условия для строительства, подъездные пути и т.д. Компьютер выдал три варианта: на Урале, на Украине и в Поволжье. Трудно сегодня сказать, почему, но выбор пал на последний вариант, и сотни тысяч людей со всего Союза поехали на ударную комсомольскую стройку - Волжский автозавод. Они и стали жителями нового российского "Детройта" - города Тольятти. Так что России повезло - "Детройт" мог вполне оказаться не на Волге, а на Днепре. А вот насколько повезло самим жителям города?

ПОСРЕДИ ЧИСТОГО ПОЛЯ

СОБСТВЕННО, Тольятти - это не один, а несколько городов, крупнейший промышленный узел с населением свыше 1 млн. чел., из которых "sup"2"/sup"/"sub"3"/sub" приехали сюда за последние 25 лет.

СПРАВКА. По данным УВД г. Тольятти, уровень преступности в городе гораздо выше, чем в среднем по России. Более того, в одном Автозаводском районе совершается правонарушений больше, чем, скажем, в Республике Коми: ежедневно регистрируется 50 - 70 преступлений. Возросла и окрепла преступность возле проходных ВАЗа: в последние годы там буйно расцвели спекуляция автомобилями и запчастями, рэкет, разбой, мошенничество. Четверть всех преступлений в городе совершается молодыми людьми в возрасте до 18 лет.

- Феномен новых промышленных городов - таких, как Тольятти или Набережные Челны, состоит в том, что в чистом Поле поселили людей, вырванных из своей общинной и культурной среды, - так рассуждает генеральный директор АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников. - Рядом уже нет родственников и друзей детства, значит - оборваны все родовые корни. На строительство автогиганта съехались люди самые разные - по образованию и уровню культуры, национальному темпераменту и возрасту, языку и вере... И вот все они - 460 тысяч строителей, а затем работников завода - живут вместе, в одинаковых панельных домах, на работу - все вместе, в одном автобусе, с работы - вместе... А в цехе ведь тоже вместе, и при этом надо целый день крутить одну и ту же гайку много лет подряд.

Интересно, задумывался ли кто при проектировании и строительстве завода о том, что эта за общность такая образуется - "великий советский тольяттинский народ"? Или; как у нас принято, посчитал их за серую массу? Похоже на то - на весь Автозаводский район был построен один кинотеатр "Сатурн", который более 10 лет и оставался единственным очагом культуры.

Потом кинулись, да поздно. Не хотят "строители коммунизма" "жить по- коммунистически"! В "образцовом городе будущего" пьют, дерутся, воруют, убивают друг друга чаще, чем где бы то ни было.

МУРОМОВ И "ДЕНЬ РЕМОНТНИКА"

В СЕРЕДИНЕ семидесятых в Автозаводском районе построили Дворец спорта, и он стал вторым и самым большим очагом культуры в городе. А позже - роскошный Дворец культуры и техники ВАЗа.

Когда появились нормальные площадки, в город стали приглашать столичных и прочих "звезд" балета, драматического искусства и эстрады, и ехали они в Тольятти охотно. "Хорошо было работать раньше! - вспоминает директор Дворца культуры и техники ВАЗа Григорий Богачев. - Как просто было работать со "звездами" эстрады, пока автомобиль был в дефиците! Звонит Муромов - спрашивает: "А нельзя ли у вас автомобиль купить?" А мы отвечаем: "Хочешь автомобиль - приезжай и пой". И он приезжал и пел на конвейере, в цехах, и все были довольны. А сегодня какая ситуация? Артисты диктуют условия сами и едут не так охотно. И если раньше в месяц проводили 5 - 6 концертов, то сейчас - 1 - 2. К примеру, приезжал в Тольятти в феврале Филипп Киркоров. Вроде бы "звезда" первой величины, должен идти с полным аншлагом. Но он потребовал 10 млн. за концерт - и пришлось устанавливать соответствующие цены на билеты. В результате вместо двух концертов желающих нашлось еле-еле на один.

Гендиректор ВАЗа В. Каданников время от времени привозит в Тольятти то симфонический оркестр под управлением В. Плетнева, то "Виртуозов Москвы". На их концерты попасть очень трудно, хотя дополнительные стулья ставят и на сцене, и за сценой.

Несмотря на финансовые трудности, сегодня на ВАЗе сохранились и работают практически все коллективы художественной самодеятельности, хотя большинство из них, мягко говоря, не коммерческого плана. Но завод находит деньги, чтобы их содержать. К сожалению, самодеятельность быстро "стареет", молодые приходят в роскошный ДКиТ все больше на биржу или в офисы разместившихся здесь фирм, а не в кружки.

ДКиТ - это центр города. Рядом должны были быть построены киноконцертный зал на 3,5 тыс. мест (нет денег и, видимо, не будет), горисполком (проект "похоронен"), цирк и большая каменная трибуна, с которой отцы города должны были приветствовать свой народ во время демонстраций. Трибуну тоже достраивать, видимо, не будут: нет ни средств, ни вождей. Зато сегодня в центре города активно строятся большой православный собор (а то ведь нет в автограде ни церкви, ни мечети) и роскошный пивной бар, где, говорят, не будет ни драк, ни мата.

"Мы пытаемся организовать что-то для молодых, но они курят, колются, пьют, и все эти мероприятия превращаются в оргии, - возмущался директор ДКиТ. - Ищем какие-то формы работы, чтобы ситуация была управляемой. Например, вечер отдыха молодежи цеха. Нет нигде такого праздника, как "день ремонтника", а у нас - есть. И проходит на очень высоком уровне. А еще есть "день станочника", "день энергетика..."

ГОРОД БЕЗ ГОРОЖАН

СПРАВКА. В Тольятти домов и дворцов культуры - 7, театров (включая народные) - 8, библиотек - 41, филармония, краеведческий музей, картинная галерея, музучилище, учебных заведений искусств -16, парков - 3.

Тольятти - город, на 90% состоящий из некоренных жителей, которые приехали сюда в последние десять-двадцать лет. Каждый привез сюда свою микрокультуру, свое восприятие жизни, свои привычки. "А вот своя собственная культура в этом городе пока не сложилась, и горожанин как горожанин у нас не сложился, и для этого потребуется не одно поколение, - считает глава администрации Автозаводского района Сергей Жилкин. - Это все говорит об особой роли культуры, об особой необходимости эстетического воспитания людей, и в первую очередь - детей. И тут особенно хвастаться нам нечем. Можно говорить о том, что у нас 5 детских художественных школ, но честнее сказать о том, что в них конкурс - 10 человек на место."

- Довольно часто меня упрекают в том, что я трачу деньги завода на культуру, - говорит Владимир Каданников, - даже пытаются пересчитать их на колбасу, а колбасу - поделить на всех работающих. Видимо, кто-то до сих пор не понимает, что может случиться с людьми, которые ежедневно работают на конвейере, у станка, потом приходят в одинаковые дома... Если их совсем лишить культуры, духовной пищи - может произойти катастрофа. Причем это не катастрофа экономическая, это может быть значительно хуже, глубже и страшнее, и будет отзываться в нескольких поколениях. Поэтому мы открыли школу искусств, цирк-шапито, поддерживаем свой городской театр "Колесо" и Камерный театр. Это, конечно, сейчас стоит очень дорого, но тем не менее, если человек в детстве или юности не был ни разу в театре - он в него не пойдет никогда.

От автора. В ту неделю, когда я был в Тольятти, в городе было зарегистрировано 274 преступления: 7 убийств, 5 тяжких телесных повреждений, 2 изнасилования, 4 разбоя, 24 грабежа, 21 угон автомобилей, 49 квартирных краж.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно