Примерное время чтения: 6 минут
182

БЕСТСЕЛЛЕР ВО ФРАНЦИИ: КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ РОССИЙСКИМ ЖЕНЩИНАМ. Русские жены великих иностранцев

В числе лидеров французского книжного рынка уже несколько месяцев держится книга под названием "Русские музы", где рассказывается о судьбе российских женщин, ставших вдохновительницами известнейших французских художников, писателей, поэтов. С одним из авторов - Владимиром ФЕДОРОВСКИМ встретился в Париже наш корреспондент Борис СТАНИШНЕВ.

- Владимир Федорович, в вашей книге говорится, что ее появление - результат встречи с Сальвадором Дали. Он сам посоветовал вам написать на эту тему?

- Началось все в 60-е годы, когда я был советским дипломатом во Франции... Как вы понимаете, для того чтобы тогда попасть в эту страну, нужно было иметь родственные связи чуть ли не на уровне Политбюро. Но мне повезло: я знал арабский и французский языки, и мне довелось переводить с арабского для самого Брежнева. Он, по-видимому, остался доволен моей работой и как-то спросил: чего бы ты хотел? Я откровенно признался, что хотел бы работать во Франции, и в результате попал сюда культурным атташе. Тогда-то я и познакомился сначала с Галей Дали, а затем и с самим художником. Он тогда подумывал о том, чтобы передать какие-то из своих картин в СССР, но у нас никак не могли решиться принять подарок от сюрреалиста, да еще и франкиста.

Во время одной из встреч Дали, обожавший всех шокировать, заявил, стукнув палкой об пол, примерно следующее: вашей живописи, за исключением Кандинского, практически не существует, ваша литература гениальна, но главное, что у вас есть, - это женщины. И вот тут-то Галя сказала: вы должны написать... И она стала перечислять русских женщин, вдохновлявших Майоля, Пикассо, Сартра, Арагона, Матисса и многих других. Позднее меня познакомили с Гонзагом Сан-Брисом, он писал труды по французской истории, готовил ночную передачу, ставшую самой популярной в истории французского радиовещания, и в конце концов мы с ним стали соавторами этой книги.

Когда уходит великий человек, люди начинают интересоваться как бы "отблеском гения", то есть теми, кто был рядом с ним. Мы берем здесь десять биографий - в большинстве случаев мы знали лично и самих мэтров, и их спутниц. А вообще-то список можно значительно расширить: в XX веке, начиная с прихода во Францию дягилевских балетов, в жизни каждого масштабного деятеля французской культуры была обязательно русская женщина.

Мы, например, впервые проследили историю "обуржуазивания" Пикассо. Его муза - Ольга Хохлова - пыталась превратить Пикассо - человека, в общем-то, богемного - в респектабельного буржуа. Знаете, смокинг, сигары... В конечном счете эта попытка не удалась: лет через пять Пикассо все это совершенно надоело, и у него началось что-то вроде раздвоения личности. Появились две квартиры. Одна - совершенно чистенькая, там принимали первых людей Парижа. А наверху, в мастерской, был полный кавардак. Позднее появилась и еще одна квартира - в том же доме, на нижнем этаже, где поселилась его 17- летняя любовница-француженка.

- Получается, Ольга была "антимузой"?

Пикассо был очень травмирован первой мировой войной. Ему нужно было что- то вроде стабилизатора. Ольга играла именно эту роль, символизируя порядок, нормальную жизнь. Здесь есть и загадка влияния женщины на творчество. Ольга входит в жизнь Пикассо, и его творчество меняется: появляется классическая линия. Она уходит из его жизни - и творчество снова трансформируется.

Нечто похожее произошло с Дали, когда в его жизнь вошла Галя - ее настоящее имя Елена Дьяконова. Сначала она мечтала встретиться с поэтом. У них была юношеская любовь с Полем Элюаром, потом она во время войны прорвалась - буквально через минные поля - к нему в Париж.

А продолжение такое: Элюар, как истинный сюрреалист, стал показывать ее фотографию в обнаженном виде своим друзьям. Дальше она стала музой уже не одного сюрреалиста... Потом она встречается с Дали. Для Дали это был жуткий период, он не находил себя. Он вообще был человеком неуравновешенным, в метро входил - боялся поезда. И вот он встречает Галю, видит ее сзади, и эта женщина начинает его волновать. До того у него была попытка гомосексуальной истории с испанским поэтом Лоркой... А дальше она увозит его на юг Франции, и они не выходят из отеля в течение 10 дней.

Дали потом даже утверждал, что она была у него единственной женщиной, остальное - только мастурбации. Правда, другие говорили, что это не совсем так, но в любом случае с Галей они на всю жизнь остались вместе... И так в каждой истории - своя драма, свои известные персонажи.

- Вы пытались сделать какие-то обобщения - почему в центре этих историй оказывались именно женщины из России? Все-таки Франция - перекресток Европы, кто только тут не бывает!

- Мы задавали этот вопрос во Франции многим. Ответы можно свести вот к чему. Прежде всего русские, что называется, во всем идут до конца: "терять нам нечего" - в любви и вообще в жизни.

Далее, все эти дамы выделялись силой характера, силой воли. Потом - экзотика: Россия - для французов все же что-то особенное, почти как другая цивилизация.

Но есть и еще одно: любить артиста, поэта - свойство особых людей. Ведь эти женщины не искали человека из мира бизнеса или стареющего генерала. В конце концов они достигли высокого уровня благосостояния, но с самого начала стремились совсем не к этому. И этим в значительной степени отличались от француженок.

Но при общих чертах эти музы были разными даже внешне. Лидия Делекторская, вдохновлявшая Матисса, совершенно очаровательная женщина. А про Галю Дали не скажешь, что красавица: внешние данные "не очень", за исключением знаменитой линии тела.

Галя под конец жизни стала руководителем финансового синдиката по продаже картин Дали, в бизнесе она преуспела. В Париже еще помнят недавние времена: ей было уже под 70, но у нее были молодые любовники, она дарила им машины "Феррари"... А Лидия после смерти Матисса почти не продавала его работ. Она рассталась, кажется, лишь с несколькими гравюрами, чтобы купить себе крошечную квартирку и место на русском кладбище. Остальное передала в музеи - в основном Москвы и Санкт-Петербурга.

Как мне кажется, Россия сейчас во Франции вызывает специфический интерес. Сколько бы мы ни тешили себя сейчас иллюзиями, статус великой державы нами потерян. Российская политика мало кого во Франции волнует. А вот культурное влияние остается огромным - театр, кинематограф, наша книга...

Кстати, во французских лицеях даже пошла мода - быть вдохновительницами. Француженки начинают размышлять: каждая думает, что и она когда-то может стать чьей-то музой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно