77

ТУРКМЕНИСТАН: ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭЙФОРИЯ. "У нас к демократии свой путь"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 23/02/1994

Между центром и союзными республиками в СССР всегда были отношения всадника и лошади, считает заместитель председателя кабинета министров Туркменистана Б. ШИХМУРАДОВ. В беседе с корреспондентом "АиФ" он рассказывает об основах политики молодого суверенного государства.

- Чем объяснить, что, в Туркменистане, государстве многонациональном, многоплеменном, где можно было бы ожидать внутренних конфликтов, все же сохраняется стабильность?

- С первых дней независимости мы исходим из убеждения, что полиэтнический (многонациональный) принцип формирования государства более перспективен, более состоятелен, чем моноэтнический. И не видим в этом никакого ущемления национального достоинства туркмен.

Мы не кричим о превосходстве каких-то наций над другими, не позволяем себе обвинять одних и превращать в пострадавшую сторону других. Реалистично взглянув на события давнего и недавнего прошлого, мы сказали себе: все, что было, и хорошее, и плохое, - это наша история. И от нас теперь зависит, какое у нее будет продолжение. Такой вот трезвый взгляд на собственную историю и стал фундаментом мира и согласия в обществе.

Конечно, за руководством республики осталось право на корректное, разумное и своевременное вмешательство. И оно этим правом пользуется. Взгляните, например, какую серьезную эволюцию претерпела в нашем законодательстве статья о разжигании межплеменной, межнациональной розни. Когда-то за это полагался мелкий штраф. Теперь разжигание розни расценивается как одно из тягчайших уголовных преступлений и наказывается соответственно.

- А как строится кадровая политика? Насколько я знаю, и в структурах власти, и среди руководителей предприятий нетуркмен в последнее время становится все меньше.

- В кадровой политике у нас нет каких-то национальных, а точнее говоря, националистических предпочтений. Тут срабатывает механизм соответствия, профессиональной состоятельности. Посмотрите на всю управленческую вертикаль, и вы увидите представителей разных народов. А если все же доминируют туркмены, это неудивительно, ведь они составляют более 80% населения.

- Создается впечатление, что у руководства Туркменистана какое-то настороженное отношение к СНГ.

- Многим кажется, что СНГ - это новый вариант бывшего Союза, где есть единый центр и куда можно обратиться по любому поводу. Это, на наш взгляд, неверное представление. В СССР между центром и союзными республиками всегда были отношения всадника и лошади.

Двухлетний опыт СНГ убедил нас, что любые самые сложные проблемы в отношениях между государствами можно и нужно решать в двусторонних переговорах. Как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. А с созданием под маркой СНГ какого-то центра, жесткой координирующей структуры появляется третья точка, которая если не искривляет, то уж обязательно удлиняет эту прямую. Мы же хотим оставить за собой право выбирать, что выгодно, что невыгодно, исходя из собственных национальных интересов.

- Чей опыт вы хотели бы использовать в своих реформах?

- Мы изучили разные модели социально-экономического развития, ознакомились с опытом Турции, США, Франции, Китая, Индии, Пакистана. И все же создали свою чисто туркменскую модель перехода к рынку. Она учитывает специфику нашей страны - национальный характер народа, его обычаи и традиции, даже стереотипы поведения. Исходя из нее, мы обнародовали программу "10 лет благополучия". Нам нужно десять лет стабильности, межнационального согласия, чтобы поскорее провести реформы.

В этот период мы должны, причем одновременно, решить две задачи: построить независимое государство и перейти от централизованной к рыночной экономике. И при этом обеспечить социальные гарантии для народа, чтобы трудности перехода не отражались на населении так больно, как это нередко случается.

- Судя по тому, что я видел, вот это последнее удается не всегда. Магазины пустоваты. Основные продукты - по карточкам, цены после введения национальной валюты снова поднялись. Впрочем, это мои субъективные впечатления. Поэтому от сферы материальной перейдем к вопросам духовной жизни. По конституции Туркменистан - светское государство, но в работе всех важнейших совещаний принимают участие высшие представители мусульманского духовенства. Издан указ президента Туркменистана об обучении основам религии в школе. Не получается ли так, что возрождение интереса к исламу направляется и насаждается сверху? И нет ли тут потворствования фундаменталистским силам?

- Долгие годы наш народ был физически отлучен от религии, хотя это часть его духовной жизни. И если сейчас возвращение к исламу кажется чересчур активным, то нужно делать скидку на своего рода жажду народа, истосковавшегося по собственным обычаям и традициям. Народ возрождает свою культуру, а религия является ее частью.

Что же до угрозы исламского фундаментализма, то хочу сказать: туркмены никогда не были религиозными фанатиками. И угрозы такой не существует.

- Означает ли возвращение ислама в духовную жизнь общества, что возрождаются и связанные с ним традиции: многоженство, выкуп за невесту и т. п.?

- Вы говорите о вещах, находящихся в ведении церкви. Но она у нас отделена от государства. Поэтому на государственном уровне эти вопросы не обсуждаются и не решаются.

- То есть, не поддерживаются и не осуждаются?

- Главное, чтобы деятельность религиозных учреждений соответствовала конституции, а церковь выполняла законы страны. Это как раз и обезопасит нас от каких-то крайностей, от религиозного экстремизма.

- Известно, что у вас сохранилась цензура, партия только одна - демократическая, бывшая коммунистическая, а оппозиция запрещена. Вместе с тем, по конституции Туркменистан - не только светское, но и демократическое государство. Так чему верить - конституции или реальной жизни?

- В нашей конституции действительно есть такое определение. Но я хочу подчеркнуть: мы сейчас в самом начале пути к демократическому обществу.

Мы убеждены: сотворить демократию в одну ночь невозможно. Тут требуется определенный переходный период, который мы сейчас как раз переживаем. Нельзя в одночасье перескочить из тоталитаризма в свободное общество. Когда мы начинаем агитировать неполитизированную массу, к чему это приводит? Политики остаются сидеть в кабинетах, а люди на улицах проливают кровь. Наш долг - избавить народ от подобных проявлений. Поэтому принцип постепенности, взвешенности шагов в проведении демократических преобразований для нас основной.

Нас сейчас обвиняют в том, что у нас нет многопартийности. Да не будем мы ее разрешать только ради того, чтобы нас называли демократами, потому что слишком ответственно относимся к выбору нашего народа!

Хочу подчеркнуть: демократия - наша высшая цель. А главное, что нам нужно сделать на пути к ней, - это изменить отношение людей к собственности. У нас уже провозглашено право собственности на землю, принят целый пакет законов, доказывающих необратимость нашего движения к рынку. Мы считаем, что лишь с созданием класса собственников возникает основа для политических реформ, демократизации.

Мы идем и обязательно придем к нормальному демократическому обществу. Но только своим путем.

Вел беседу Эдуард ЗОРИНЯНЦ.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах