68

АКЦИОНЕРАМ НА ЗАМЕТКУ. Реклама фондов: что за ней?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 23/02/1994

Около 70 млн. россиян уже стали акционерами и пожинают плоды своего выбора. У остальных есть возможность либо позавидовать, либо поучиться на чужих ошибках. И сделать свой выбор. Анализ рекламы инвестиционных фондов, сделанный руководителем службы защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг Р. КОКОРЕВЫМ, поможет вам избежать некоторых ошибок.

В СВОЕЙ телерекламе чековый фонд "Нефть. Алмаз. Инвест" сообщает: за первое полугодие 1993 г. дивиденды составили 750% годовых. Действительно, как явствует из отчета за второй квартал, представленного в Госкомимущество фондом "Акции и ценные бумаги" - прежнее название "Нефть. Алмаз. Инвест", дивиденды в размере 3750 руб. на каждую акцию номиналом 1000 руб. были выплачены. Однако в рекламе не уточняется, что, во-первых, они были выплачены только (!) 12 акционерам. Причем подавляющая часть выплат пришлась на акции учредителей (!) фонда. Во-вторых, дивиденды были выплачены не деньгами, а акциями фонда, которые на то время еще не были размещеиы среди акционеров.

Еще один весьма характерный пример. Реклама чекового фонда "МММ-Инвест" держится на трех "китах". Первый - ссылка на мнение американского еженедельника "Ньюсуик" о том, что "МММ" сегодня - самая перспективная компания в России. Второй - капитал фонда составляет 102 млрд. руб. - самый крупный в стране. Третий - сообщение о том, что с начала 1993 г. стоимость каждого ваучера, вложенного в "МММ-Инвест", возросла в 87,2 раза.

В этой связи Конфедерация обществ потребителей обращает внимание потенциальных акционеров на следующее. Успехи компании "МММ" ничего не говорят о состоянии инвестиционного фонда, о его перспективах, ибо "МММ" и фонд "МММ-Инвест" - разные юридические лица, не отвечающие по обязательствам друг за друга. Далее. В природе, что называется, не существует такого официального показателя отчетности чековых фондов, как рост стоимости вложенного ваучера. Скорее всего, методика его расчета придумана аналитиками фонда. Поэтому невозможно определить, что реально скрывается за названной цифрой. В то же время очевидно, что сегодня невозможно продать акции "МММ-Инвеста" в 87,2 раза дороже стоимости ваучера на начало 1993 г. (В январе-94 цена ваучера на бирже колебалась между 20 и 22 тысячами рублей.)

Первый ваучерный инвестиционный фонд распространял акции третьего выпуска, исходя из соотношения: 1 ваучер - 5 акций по 2000 руб. (при этом на сертификате цена акций не была указана). Ранее за один ваучер фонд предлагал 10 акций по 1000 руб. каждая. Вроде бы все сходится: 10 × 1000 = 5 × 2000. Однако акции третьего выпуска имеют ту же номинальную стоимость (цифра, которая должна быть нанесена на акцию или ее сертификат) - 1000 руб., что и ценные бумаги первых двух выпусков. Однако цена размещения третьих (реальная цена, по которой продаются "бумаги") увеличена вдвое, почему за один ваучер и дают всего пять акций.

Согласно российскому законодательству, любой фонд имеет право размещать акции по цене, превышающей номинал. Однако акционерам не объясняют, что их доля в уставном капитале зависит не от числа внесенных ваучеров, не от уплаченной ими суммы денег за акции, а от количества и номинала полученных акций!

Следовательно, акционер, обменявший ваучер на пять акций по 2000 руб., номинал каждой - 1000 руб., по итогам года получит вдвое меньше дивидендов, чем акционер того же фонда, обменявший ваучер на 10 акций по 1000 руб. Сотрудники же фонда этого не разъясняют: ни в рекламе, ни при личной встрече с держателями акций.

Естественно, встает вопрос: как быть? Куда бежать со своими ваучерами? Как показала практика, в девяти случаях из десяти не обремененный специальными знаниями рядовой гражданин в своем поиске наилучшего вложения средств реагирует только на один показатель - на ставку процента. И на рекламные обещания озолотить. А в результате нередко попадает впросак. Чтобы этого избежать, необходим соответствующий закон, защищающий граждан от неполной или недобросовестной рекламы. А пока объективная информация о том, какой фонд лучше, может появиться только после подведения итогов работы фондов в 1993 г. и публикации их годовых отчетов.

ОТ РЕДАКЦИИ: Вот такое официальное разъяснение мы получили в Конфедерации обществ потребителей.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы