Примерное время чтения: 5 минут
213

Почему Кощей-Минфин "над златом чахнет"

У России столько денег, что она выглядит богатейшей страной мира. Но пока правительство хранит эти деньги в кубышке, ни роста экономики, ни подъема уровня жизни нам не видать.

НА ПРОШЛОЙ неделе В. Путин объявил о масштабных финансовых вливаниях в социалку. Спору нет - поднимать зарплаты учителям, врачам, оснащать школы и больницы нужно. Но этого мало. Высокие цены на природное сырье дают России уникальный шанс - осуществить самые смелые проекты в экономике, вырвать ее из технологической отсталости, считает директор Института проблем рынка РАН академик Николай ПЕТРАКОВ.

Слезать с иглы!

СУДЯ по макроэкономическим показателям, Россия - одна из богатейших стран мира. Превышение доходов бюджета над расходами в 2006 г. - 776 млрд. рублей. Золотовалютные резервы еженедельно прирастают на 3-4 млрд. - уже перешагнули за 150 млрд. долларов. Стабфонд обещают нарастить до 2 трлн. рублей... Но почему же тогда средняя зарплата у нас 300 долларов в месяц? Какая уж тут ипотека: чтобы купить 40-метровую "двушку", человек должен работать 10 лет и при этом не есть, не пить.

Выход - вкладывать нефтедоллары в реальный сектор. Посмотрите: норвежцы, сравнительно недавно открывшие нефть в Северном море, быстро повысили уровень жизни и увеличили инвестиции. Президент Алиев сказал: мы создадим фонд для высокотехнологичных проектов, которые снимут Азербайджан с нефтяной иглы... Все страны, кроме Нигерии и России, ищут источники доходов, альтернативные нефти.

Во-первых, запасы сырья истощаются. Во-вторых, не за горами изобретение дешевого водородного двигателя. Вспомним, в XIX веке на рынке доминировали страны, имевшие большие запасы каменного угля, - Германия, Франция. Но пришел господин Дизель со своим двигателем на жидком топливе, и в энергетике началась новая эра. Сегодня же сжигание бензина становится все дороже, все опаснее для экологии. Может статься, что наша нефть скоро будет никому не нужна.

Министры-экономисты ездят в Давос - зазывать в Россию западный капитал. А там резонно возражают: почему же вы не вкладываете в свою страну собственный колоссальный капитал? Тот, что получен от нефти, газа, леса и алмазов. В Стабфонде, в профиците бюджета, в золотовалютном резерве лежат живые деньги, которые можно конвертировать в технологии, в оборудование. И никакой инфляцией это не грозит - ведь денежная масса будет расти вместе с товарной.

Проекты ждут

СКАЖЕМ, по строительству автомагистралей мы отстаем от Европы почти на 100 лет! В России нет ни одной скоростной дороги, отвечающей мировым стандартам. Почему бы, например, не построить автомагистраль, которая свяжет всю Россию - от западной границы до Владивостока? Под гарантии государства можно привлечь десятки иностранных и наших компаний, производящих бетон, укладчики и т. д. Фактически занять работой десятки тысяч россиян.

Или взять автопром. Да, у нас начали собирать "Форды", "Киа", но что мы делаем своего? Достаточно сказать, что нет ни одной отечественной модели с воздушной подушкой безопасности. Так почему бы, сохранив контрольный пакет акций у России, не поручить модернизацию автопрома западным компаниям?

Далее - авиация. Удивительно, но страна, производящая великолепные боевые машины, не может делать классные, надежные гражданские самолеты! Мы уже потеряли и восточно-европейский, и китайский рынки - а ведь раньше весь Китай летал на Ту-154 и Ил-62. Теперь там все занято американцами. Но мы теряем уже и свой рынок - все авиакомпании занимаются лизингом западных самолетов.

Замечательный ресурс - производство продуктов питания. У России есть великолепные черноземы. И пусть Запад гонит нам лапки Буша - мы можем поставлять в ответ экологически чистые, генетически безопасные продукты. Там готовы платить большие деньги за качество. Наладив такое производство, мы создадим ресурс импортозамещения и для своего рынка.

А пока мы продолжаем удивлять мир. Продаем, например, нефть Польше и покупаем польские стиральные порошки, сделанные из нашей нефти. Хотя можем сами всех завалить и стиральными порошками, и бумагой, и чем угодно еще, если вложим деньги в высокие технологии, вместо того чтобы бесконечно откладывать их "на черный день".


КСТАТИ

Как Сталин покупал индустриализацию

В 1931 ГОДУ Сталин оценивал отставание от развитых стран Запада в 50-100 лет и собирался "пробежать это расстояние в 10 лет". Первым помощником на этой дистанции стала Германия: СССР нуждался в новых технологиях, Германия - в сырье. Туда СССР поставлял железную руду, нефть и хлопок. Оттуда в нашу страну шли новейшие станки, в том числе для производства гильз, снарядов и орудийных стволов. В 1935 г. СССР разместил в Германии заказов на 200 млн. марок, в том числе на прессы для ковки корабельной брони ("Крупп"), судовые дальномеры и другую оптику ("Цейс"), танковые бензиновые двигатели (БМВ). Не меньше Германии поработали на советскую индустриализацию и Соединенные Штаты. Горьковский (тогда еще Нижегородский) автозавод был построен для СССР американской компанией "Форд моторс" за 30 млн. долл. В 1932 г. с его главного конвейера сошел первый советский грузовик "ГАЗ-АА", точная копия "Форда-АА". Этой машине предстояло стать легендарной "полуторкой".

В 1931 г. СССР занял первое место в мире по импорту станков и оборудования из США. При помощи американцев, на их технологиях и оборудовании, были созданы ЗИЛ и АЗЛК, Уралмаш, Запорожсталь, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, которые по традиции выпускали в основном танки. Кстати, лучший средний танк Второй мировой войны, Т-34, тоже ведет свою родословную из Штатов. В основу его концепции были положены идеи американского конструктора Уолтера Кристи, не нашедшие применения на родине. Зато СССР не поскупился и купил танки Кристи с потрохами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно