Примерное время чтения: 6 минут
538

Лариса Долина: "Я предлагала Путину запретить фанеру"

Она пела джаз и классику, рок-музыку и поп-шлягеры, худела на глазах всей страны. А став членом Президентского совета по культуре, представила доклад о положении отечественной эстрады и даже зачитала его Путину.

НО ОДНАЖДЫ поняла, что это все не главное. Сегодня для Ларисы Долиной главней всего - погода в доме. 10 сентября самая голосистая певица отечественной эстрады отмечает свой юбилей, а в октябре состоятся ее юбилейные концерты в Кремле. Накануне торжеств она поделилась с "АиФ" мыслями о главном.

- Лариса Александровна, признайтесь, когда спели "А в ресторане" и "Погоду в доме", совесть не мучила? Все-таки до этого пели более изысканную джазовую музыку, а тут вдруг: "Ты меня пригласи в ресторан, я надену все лучшее сразу..."

- Наверно, мне нужно было поработать долго на сцене, чтобы понять: ты работаешь на сцене не для себя, а для зрителей. Песня должна нравиться людям, которые приходят на мои концерты.

Я долгое время была довольно холодной и агрессивной на сцене. И эта агрессия отталкивала от меня зрителя. А потом посмотрела на себя со стороны и задалась вопросом: "Ну сколько можно заниматься самолюбованием? Все уже и так знают, что ты умеешь хорошо петь. Людям не хватает простого человеческого тепла и сердечности. Давай сделай что-нибудь, чтобы дать им это". Как раз "Погода в доме" и стала этим первым опытом.

- У вас сильный голос, вы прекрасно владеете английским, имеете богатый опыт работы с разными пластами музыки. Почему же ни разу не пытались штурмовать вершины мирового поп-Олимпа?

- У меня был такой опыт, но, к сожалению, не очень удачный. В начале 1990-х годов я заключила контракт с одной из звукозаписывающих компаний в Париже. Записала две песни в рок-стилистике, началась раскрутка за рубежом. Но через полгода продюсер заявил мне, что вынужден расторгнуть контракт. Как я поняла, они просто испугались конкуренции, не захотели пускать иностранку на свой рынок. И я как-то остыла к этому. Сегодня благодаря тому, что я спела гимн Косте Цзю перед боем, моему знакомству с джазменом, звездой мирового уровня Элом Джерро (который, кстати, принимает участие в моих юбилейных концертах) и другим проектам меня многие узнали в Англии и США. И мы собираемся записать несколько альбомов, которые будут продаваться не только здесь, но и на Западе.

"Не может нормальный человек слушать такую пошлость!"

- И ВСЕ-ТАКИ почему российская поп-музыка неинтересна западному слушателю? Проблема в языке?

- Нет, язык можно выучить, в конце концов. Их не интересует наша музыка, потому что мы настолько от них отстали... Если бы они послушали то, что звучит на наших радиостанциях, у них бы уши в трубочку свернулись. Недавно услышала по радио такой шедевр! Мальчик-школьник поет о молодой учительнице, в которую влюбился. Текст такой: "Если б знала ты, как я хочу тебя... Директор школы вызывает меня в кабинет. А я-то знаю, что секретарша ему делает омлет..." Представляете, какой ужас! Лелею надежду, что с возрастом симпатии к таким группам проходят.

- А вы бы как член Президентского совета по культуре стукнули кулаком по столу, доложили Путину об этом беспределе, глядишь - и кое-где гаечки бы завернули...

- У меня была единственная возможность зачитать доклад о состоянии дел на нашей эстраде на Совете по культуре и искусству в присутствии Путина. Речь шла о частичном запрещении фонограммы, о телевидении и радио в том числе. Я предложила, чтобы артисты, выступающие под фонограмму, указывали на афишах, например, так: "Некоторые песни в концерте будут исполняться под частичную или полную фонограмму". В этом случае, естественно, билеты должны стоить дешевле, чем на концерт с живым звуком. Надо научить публику отличать качественный продукт от подделки. В основном это касается молодых артистов, которые, не успев приобрести опыт, позволяют себе халтурить. Владимир Владимирович внимательно выслушал мои доводы и ответил: "И кто же тогда останется на нашей эстраде, если мы примем такой закон? Кроме вас, может, еще человек пять..." И этот вопрос, к сожалению, повис в воздухе. Прошло уже полтора года.

Мне кажется, что некоторая часть вины лежит на продюсерах. Знаю, некоторые из них запрещают своим подопечным петь живьем. Но даже самый талантливый и способный исполнитель нуждается в опыте. Голос должен постоянно звучать. По себе знаю: плохо, когда связки долго не работают, они всегда должны быть в тонусе. Даже когда я позволяю себе две недели отпуска, мне крайне трудно разогревать и распевать связки. Так случилось, что этим летом в Евпатории и Ялте передо мной работала одна из "Фабрик звезд". Их концерт начинался в шесть, а мой - в половине девятого. И пока готовилась в гримерной, слышала, что происходит на сцене. Ребята постарше хотя бы пытаются петь вживую, а большинство... (тяжело вздыхает. - Прим. авт.). Конечно, это все очень печально.

"Мне не понравилось, что Земфира пьет и курит на сцене"

- В АВГУСТЕ вы колесили с гастролями по Черноморскому побережью, наверняка знаете, у кого сегодня аншлаги на курортах?

- Сегодня собирают залы на юге Валерия, Кристина Орбакайте, "Фабрика звезд" пока еще. Валерий Леонтьев всегда собирает, независимо от того, записывает ли он новые песни, ротирует ли свои клипы на ТВ или нет. Одно дело - записать классный альбом, а другое дело - живой концерт. У меня был выходной день, и я побывала на концерте Земфиры в Сочи. У нее потрясающие песни, она очень талантливая, но ее концерт мне понравился гораздо меньше. Мне не понравилось, что она курит и выпивает (судя по цвету, это был коньяк) на сцене. Она много раз поворачивалась к публике спиной. Меня это резануло. Мне кажется, что нужно относиться к зрителям с большим уважением. Было ощущение, что она поет не для публики, а для себя. Не было мурашек, которые обычно появляются, когда я слушаю ее по радио.

- Обратная ситуация у Леонтьева - его альбомы слушать невозможно, но концерты у него всегда яркие.

- Да, у него за последние годы было не так много хитов. Но он делает шоу. У меня та же ситуация - не просто концерт, а шоу с качественной музыкой и хитами, которые публика всегда хочет слышать. Но мои шлягеры все же отличаются от того, что крутят на нашем радио.


Анекдот в тему

За песни под фонограмму надо платить ксерокопиями денег.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно