73

"Поколение пепси" на проспекте капитализма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 07/09/2005

Несмотря на демографический кризис, молодежь становится серьезным игроком на политическом поле.

БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ по жестокости драка "группы неизвестных" с "красной молодежью", похоже, не случайная премьера нового политического сезона. Молодежь - с ее эмоциями, нетерпимостью и нежеланием играть по правилам политических перестарков - все решительнее пробует свои мускулы.

К 2007 и 2008 годам, когда в России дуплетом выстрелят парламентские и президентские выборы, "электорат" заметно помолодеет. Выбывают из игры избиратели, симпатии которых сложились в условиях коммунистической фальши. На политические площади России все активнее выходят люди, сформировавшиеся в эпоху горбачевской гласности и ельцинского "разгуляй-поля". Они лишены страха перед властью. И они научились не верить ни словам, ни авторитетам, ни рейтингам.

Клонирование разного рода "скинхедов", популярность нацболовских "экшнов", живучесть неотроцкистского бренда "Че Гевара" и, наконец, та роль, которую молодежь сыграла в "оранжевой революции" на Украине, - свидетельство того, что молодое поколение не намерено отсиживаться в "Макдоналдсах".

Скажи, какой у тебя цвет...

"ПОКОЛЕНИЕ пепси", недавно казавшееся беспробудно инфантильным, повзрослело и начинает требовать своего места в политике.

Российский капитализм, безусловно, заразил молодежь жаждой денег. По данным Фонда общественного мнения, 78% молодых людей "хотели бы иметь много денег". Однако молодежный меркантилизм стимулирует и интерес к политике. Молодые люди все отчетливее понимают, что отдавать свою судьбу мелькающим на телеэкране "дядям" с неясными мыслями и вялыми телодвижениями, "дядям", которые даже не умеют пристроить к делу миллиарды нефтедолларов, - это значит жить по принципу "иди туда, не знаю куда". И если сегодня 17-20-летним нравится в президенте то, что он "молодой и прикольный", что у него есть черный пояс дзюдоиста и славная собака Кони, то завтра они обязательно захотят, чтобы лидер страны помимо приятных атрибутов власти показал им "знамя", озвучил лозунг, обозначил "цвет" своей политики.

Задница или политика?

ВЛАСТЬ в течение последних 15 лет была занята собственным благоустройством. Молодое поколение было забыто. Власти казалось, что достаточно молодым впаривать по вечерам "реалити-шоу" "про это" с сексуально продвинутой Хангой и тощими задницами из "Фабрики звезд" - и голоса молодежи у нее в кармане.

"Оранжевая революция" опрокинула эти иллюзии. Вспотев от испуга, власть поняла, что молодежь может и дать под зад заскорузлым семейным кланам, и разрушить удобные политические "междусобойчики", и опрокинуть избирательные урны.

В советские годы у молодежи бешеным успехом пользовалась повесть Александра Грина "Алые паруса". Книга завлекала романтикой подвига, мечты. Сталин - большой прагматик в политике и циник в жизни - обвинил писателя в том, что он отвлекает молодежь от строительства социализма.

Несмотря на это, советская пропаганда широко использовала образ "алых парусов" - тягу молодежи к романтике. Под алыми парусами в советскую мифологию вплывали Павки Корчагины, Стахановы, Чкаловы, Папанины... Позднее с верой в попутный ветер коммунизма миллионы комсомольцев шли в трудовые отряды, уходили добровольцами на фронт, поднимали целину.

Камо грядеши?

СЕГОДНЯ очень большая иллюзия - надеяться, что клонированные политтехнологами молодые "ваньки-встаньки" в нужный момент побегут в указанном направлении. Молодые комиссары, осваивающие деньги заказчиков, говорят об одном, а социологи - о другом. О том, что подавляющая часть молодежи (около 80%) не имеет четких политических симпатий и не испытывает тяги ни к "нашим", ни к "красным", ни к молодежному крылу СПС или "Яблока". Куда они пойдут? Каким соблазнятся "майданом"? Эти неопределившиеся 80% - очень серьезная политическая загадка. Похоже, власть не знает ни масштабов, ни "температуры" молодежной среды.

Сегодня в России на 140 млн. населения - 30 млн. детей и молодежи. Полтора млн. человек ежегодно получают "аттестат зрелости". За прожитые уже при капитализме 10-12 лет их накопилось более 15 млн. Половина из них прошла через студенчество и пополнила наиболее образованную и активную часть молодежи. Но многие молодые живут не на проспекте капитализма, а "на улице разбитых фонарей". В 2007-2008 годах они станут активными избирателями. С ними не договоришься "по понятиям", как с олигархами. Их голоса не купишь за пол-литра, не оттянешь виртуальной телевизионной картинкой. В какую политическую гавань их занесет? Где мы их встретим? На избирательном участке или в темной подворотне с битой в руке? За ними уже началась охота. Молодежь растет в цене.

О новых молодежных движениях, с кем они борются и за что - читайте в ближайших номерах "АиФ".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах