Примерное время чтения: 5 минут
154

С. Иванов: "Разбор "заплывов" будет серьезным"

4 августа в бухте Березовая, в 75 км к югу от Петропавловска, на глубине 190 м оказался заблокирован батискаф АС-28. Обнаружить его удалось лишь спустя сутки.

ВО-ПЕРВЫХ, стало ясно, что аппарат наглухо засел в брошенных браконьерских рыболовных сетях. По неизвестной причине они были растянуты над засекреченным антенным полем и опутали винт. Во-вторых, запасы кислорода у членов экипажа ограничены максимум тремя сутками. Всего в батискафе находилось семь человек. Среди которых - представитель ЦКБ "Лазурит". Он является специалистом по антеннам отслеживания подводной обстановки.

"Приз" для "Скорпиона"

ПЕРВОНАЧАЛЬНО к месту бедствия подошли 9 кораблей Тихоокеанского флота. Спасать затонувший батискаф отправились и четыре судна из Японии, а также судно "Саяны" из Приморья с необходимой аппаратурой. Доставить ее по воздуху не представлялось возможным в силу неразборности конструкции. Но и ждать два дня, пока "Саяны" подойдут, было нельзя. Поэтому главком ВМФ, а также лично министр обороны обратились за помощью к американцам и англичанам.

Самолеты ВМС США и ВВС Соединенного Королевства с оборудованием приземлились в аэропорту "Елизово" в воскресенье, 7 августа. Как сообщили некоторые СМИ, английскую технику очень долго не могли выгрузить из-за того, что у нас не нашлось подходящего крана. Такая же ситуация возникла и в момент загрузки в морском порту - "Скорпион" водружали на борт в течение 6 часов. Американское оборудование использовано не было, потому что для его транспортировки технических средств так и не нашли.

Но еще с 5 августа в бухте Березовой методом траления два судна пытались оторвать батискаф от удерживающего троса. Зацепить его так и не удалось. Поэтому решили буксирной крагой сорвать с якорей гидроакустическую систему контроля за обстановкой в подводной среде и оттащить ее вместе с батискафом на мелководье. Там - на глубине 50-70 м - спокойно могли бы работать водолазы. Два спасательных буксира выложили для этого петлю длиной 1300 м из стального троса. Они неоднократно пытались поддернуть трос и отцепить его от объекта.

6 августа визуальное обследование конструкции показало, что батискаф сместился лишь на 60 м в сторону берега. Тем временем и прибыл английский "Скорпион". Он способен резать под водой листовую сталь и стальные тросы.

Все решали минуты

ОКОЛО 5 часов утра 7 августа начался основной этап операции. В результате тросы были перерезаны, и вскоре аппарат "вынырнул" из воды. Экипаж спасли. Люди провели под водой 76 часов, температура за бортом составляла +5 градусов.

"16 часов 29 минут 30 секунд - это время я запомню навсегда", - рассказал 8 августа на пресс-конференции министр обороны С. Иванов. "Единственным возможным способом спасти людей было спасение самого аппарата", - заявил министр. Насчет иностранной помощи он сказал, что ни у кого ни на минуту не возникло сомнений в том, чтобы призвать на помощь другие государства.

Министр обороны ответил и на вопросы нашего корреспондента: "Каким образом в закрытой охраняемой зоне оказались рыболовные сети и в какую сумму обошлась нашему государству операция по спасению, в том числе международное участие?" - "О финансовых аспектах ничего сказать не могу - мы еще ничего не считали, - ответил С. Иванов. - Главная задача - спасение людей - была решена. По поводу траловых сетей вы сами прекрасно знаете ответ. У нас граждане такие - им объявляй не объявляй, выгода, жажда наживы перекрывают все инструкции, все законы. В данном случае мы еще раз наглядно в этом убедились".

Чьи в море сети?

КРОМЕ этого, министр сказал, что силами Российского флота активно ведется борьба с браконьерами. Например, в 2003 году в ходе крупных учений с привлечением гражданских министерств - транспорта, сельского хозяйства - военные за 10 дней задержали десятки судов от Берингова моря до Владивостока и конфисковали незаконной морепродукции на 100 млн. долларов. "Но флот не может каждый день вести беспрерывное наблюдение за каждой рыболовецкой шаландой. Во-первых, для этого нужны современные космические средства, а во-вторых - порядок в первую очередь должен быть на берегу".

Говоря о батискафе, С. Иванов заметил, что он будет просить Верховного главнокомандующего о награждении всех членов экипажа. А также иностранцев и наиболее отличившихся моряков и специалистов береговых структур.

Уже 8 августа С. Иванов торжественно вручил и тем, и другим именные часы. Иностранцам - сразу после пресс-конференции, членам экипажа - в госпитале. Кроме прочего, министр пообещал морякам и их семьям путевки в любое время в любой российский санаторий.

В целом "разбор полетов, а вернее, заплывов, - как сказал С. Иванов, - будет самым серьезным". Добавим, что рабочая группа, куда вошли представители военной прокуратуры, уже приступила к расследованию инцидента. Но будет ли найден виновный, сделают ли в министерстве выводы на этот раз? Пока на эти вопросы не может ответить даже министр обороны.

P. S. По последней информации, президент В. Путин поручил подготовить и провести полную инвентаризацию имущества Вооруженных сил. Давно бы так. А то на словах - в армии есть все необходимое, а на деле...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно