Примерное время чтения: 6 минут
137

Манная каша для "Леопарда"

Корреспондент "АиФ" побывал на секретной базе атомных подводных лодок Северного флота

Подводные российские истребители вражеских субмарин, не всплывая, в том числе под многометровым слоем льда, могут совершить кругосветный боевой поход.

СЕМЬ подводных "хищников" третьего поколения: "Барс", "Волк", "Вепрь", "Рысь", "Ягуар", "Леопард" и "Пантера" - получили кошачьи имена от своих исторических тезок - первых русских лодок императорского подводного флота, созданного по Указу Николая II в 1916 г. До 90-х годов в целях секретности почти все советские подлодки были номерными.

Самые бесшумные в мире атомные субмарины могут круглосуточно вести секретное слежение за "иностранцами". Если потребуется - их уничтожать или ставить хитроумные минные поля, а из-под воды способны нанести ракетные удары по корабельным группировкам и береговым объектам. До сих пор американские моряки называют эту дивизию истребителей, сформированную еще в СССР, "звериным оскалом социализма".

За двадцать лет военной биографии "морские кошки" совершили 33 боевых похода. Провели в них около семи лет и прошли в океанских глубинах более 210 тысяч миль - почти 10 кругосветных плаваний.

В океанских глубинах питьевая вода и свежий воздух "готовятся" из морской воды

КАК по улице, шагаю по хребту "Леопарда". Он временно отдыхает в Ягельной бухте, связанной узким проливом с Баренцевым морем. По числу боевых походов ему нет равных на Северном флоте. Поэтому подводная часть АПЛ обросла хипповатой прической - к днищу прилипли водоросли и ракушки. Несмотря на почтенный возраст ("Леопард" был заложен в 1988 г., а спущен на воду в 1992-м), он оказался самым надежным и безопасным в грозном "зверинце" соединения. Стометровое тело субмарины диаметром 14 метров легко идет под водой со скоростью 35 узлов (более 60 км в час), в надводном положении - 20 узлов.

Краснознаменный крейсерский атомоход ныряет на глубину 500 метров и может провести не одну боевую схватку с противником. На экипаж в 70 человек (в основном офицеры, мичманы и 10 матросов срочной службы) - 8 торпедных аппаратов, комплекс малогабаритных крылатых ракет РК-55 "Гранат" (аналог американских "Томагавков") и много другого убийственного вооружения.

- "Леопард" по конструкции гораздо сложнее космических станций, - рассказывает старший помощник командира капитан II ранга Сергей Проценюк. - Недаром системы жизнеобеспечения первых звездных аппаратов отрабатывались на подводных лодках. Автономность АПЛ велика, и в Мировом океане для нас нет недосягаемых точек. Мощный атомный реактор обеспечивает всю жизнь на лодке. Вода для бани, питья, приготовления пищи добывается в океане, а затем "варится" в специальных опреснителях. Воздух тоже берется из морской воды. Продолжительность боевого похода ограничивается только запасом продуктов. Подлодка может идти на автопилоте по заданным бортовым компьютером курсу, глубине и т. д. При этом "зверьком" управляют 3 человека.

Страшнее вражеской торпедной атаки или глубинной бомбы - обыкновенный чинарик. Курение на борту запрещено, даже если поход продолжается полгода. Поэтому многие подводники, привыкнув к никотиновой блокаде, бросают курить и на суше.

АПЛ "Леопард" напоминает громадную коммунальную квартиру, словно втиснутую в большую стальную бутылку. И нужно быть как минимум поджарым манекенщиком, чтобы ходить и даже бегать по узким коридорам. Пока я добирался до Центрального поста - самого большого отсека, откуда ведется боевое управление, на голове и ногах набил с десяток шишек. Но только поначалу лодка кажется "жесткой", узкой. Через полгода тело подводника привыкает к ней и "знает" каждый коварный выступ, "запоминает" все изгибы и неудобные места. Прежде чем принять должность, все - от матроса до офицера - обязаны прощупать всю лодку руками и ногами, особенно клапаны и вентили, отвечающие за живучесть корабля. Их мало знать, надо найти их в темноте.

Каюты для офицеров и матросов (приблизительно 2x4 м) одинаковы - на пять человек. Господи, на кладбище больше места дают! Есть там мини-секретер, столик и умывальник. Пять одноместных кубриков - только для командира и его заместителей.

Перед походом в сердце "Леопарда", где находится ядерный реактор, я волновался, как салага. Именно отсюда на гребной вал подлодки "выбегает" сумасшедшая мощь - "табун" в 43 тысячи лошадиных сил. И это при том, что реактор работает на 40% своих возможностей.

К ликвидации ядерных аварий не допускаются подводники моложе 30 лет

МОЛЮСЬ покровителю моряков Николаю-угоднику и еле успеваю идти за офицером, который буквально ужом скользит среди коварных железяк. Ядерный отсек - место редко посещаемое. В штатном режиме реактор осматривается вахтенным офицером 1 раз в 4 часа, а все остальное время атомное сердце "Леопарда" контролируется электроникой. В аварийных случаях там работают специалисты. К ликвидации ядерных аварий не допускаются подводники моложе 30 лет (активный детородный возраст). Так что спешу сообщить родителям, чьи сыновья служат "срочку" на атомоходах: матросов никогда не посылают в ядерный отсек.

Есть ли у моряков "Леопарда" свои маленькие мужские радости? Рассказывает заместитель командира подводной лодки капитан II ранга Александр Клоков:

- Если надолго - есть незатейливые развлечения. Например, коллективная лепка пельменей. Наделаем 1,5-2 тысячи - и сразу в котел. Тут тебе и суп, и второе блюдо. В сауне паримся раз в неделю, совмещая удовольствие с баней. Иначе "спарится" командир лодки, каюта которого находится как раз над сауной. Есть у нас и маленький фитнес-центр: беговая дорожка, шведская стенка и гребной тренажер.

А вот питание на "Леопарде" - дело особо важное. Если еда нормальная - экипаж доволен командиром и боевой дух отличный. Питание четырехразовое, в три смены. В отличие от других родов войск во время выхода в море у подводников нет сухого закона. Каждому один раз в сутки положено 50 граммов вина. Накапливать спиртное нельзя. Не хочешь пить - не пей, отдай товарищу.

* * *

А сейчас я выдам самую большую тайну подводников "Леопарда". Оказывается, их боевой дух поднимает... обычная манная каша. По нормам снабжения ее на флот идет мало. Видимо, тыловики считают кашу детской крупой, поставляют на корабли в основном рис, гречку. Перед дальним походом подводники сбрасываются на пару мешков манки (около 100 кг), которые съедают всем экипажем буквально за месяц. Ну с превеликим удовольствием! Подают "размазню" вместе с вечерним чаем, целую миску. А вот на берегу есть манку подводника не заставишь!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно