Примерное время чтения: 5 минут
129

Чем лечить "отравление попсой"

"Я никогда ни с кем ничего не делил. Хотя приходилось огрызаться, когда кто-то слишком нагло лез туда, куда его не приглашали. Или пригласили, но зря", - рассказывает знаменитый пианист.

РОССИЙСКИЙ национальный оркестр, отцом-основателем и бессменным руководителем которого является пианист Михаил ПЛЕТНЕВ, в этом году отмечает 15-летний юбилей. В прошлом году музыканты получили престижную музыкальную премию "Грэмми" в категории "Лучшая аудиокнига для детей" за запись "Пети и волка" Прокофьева. Текст читали Билл Клинтон, Михаил Горбачев и Софи Лорен. А Плетнев в этом году получил еще и персональную "Грэмми" за лучшее исполнение камерной музыки. Для российских музыкантов это абсолютный рекорд.

"Это все вранье, что оркестр не хочет играть в России"

К СОЖАЛЕНИЮ, знаменитый пианист и дирижер в нашей стране выступает гораздо реже, чем ему хотелось бы, - чтобы давать концерты в России, деньги для этого приходится зарабатывать за границей.

- Да, РНО создавался в те времена, когда у государства не было денег ни на какие оркестры. Сейчас ситуация меняется, и, может быть, у властей появились какие-то возможности помочь нам финансово. Это все вранье, что оркестр не хочет играть на Родине. Мы делаем все, чтобы концертов в России было как можно больше. Мне хотелось бы, чтобы люди услышали музыку Хачатуряна, Глазунова, ведь она очень редко исполняется. Чтобы о российской культуре, о российской музыке знали больше, чтобы шедевры наших композиторов звучали по всему миру. Для этого нужны средства.

- ВООБЩЕ можем растерять будущие таланты - пианистов, скрипачей, вокалистов... Система детских музыкальных школ разваливается, поток учеников становится все скуднее. А для того чтобы появился один самородок, через музыкальные школы должны пройти тысячи детей.

- Абсолютно согласен! У нас была и до сегодняшнего времени пока остается самая лучшая система музыкального образования. Я знаком с системами других стран - их нельзя даже сравнивать с нашей. Наша наиболее продуктивная, эффективная. Развалить ее было бы преступлением. К сожалению, у нас не только музыкальные школы - у нас много чего развалено из того, что никак не должно было развалиться.

"Духовная элита всегда в меньшинстве"

- У РОССИЙСКОГО национального оркестра был проект - выпустить компакт-диски с записью "Пети и волка" Прокофьева, где тексты читают Олег Табаков и Сергей Безруков. А вы уверены в том, что современные дети, "отравленные" попсой, будут слушать эту музыку?

- За подобный проект, в котором участвовали Горбачев, Клинтон и Софи Лорен, мы получили американскую премию "Грэмми". Что же касается российского проекта, хочется надеяться, что не все дети такие - "отравленные". Духовная элита всегда в меньшинстве. Но мы боремся за то, чтобы увеличить ее количество.

- Ребенка лучше приучать слушать серьезную музыку, учить понимать сложное искусство или лучше подождать, пока он своим умом до всего дойдет?

- Тяга к классике - это признак душевного богатства личности. Человек, душевно небогатый, возможно, когда-нибудь и придет к пониманию серьезной классической музыки, но путь этот будет чрезвычайно долгим. Конечно, отношение к культуре, к искусству должно воспитываться и в школе, и в семье. Чтобы мы не потеряли корни.

- С чего начать?

- С мозгов своих собственных! Нужно думать о том, что ты делаешь. У нас ведь десяток лет ушел на погоню за наживой, когда люди распихивали деньги по карманам и, кроме этого, их больше ничего не интересовало. Но должно настать время, когда те же олигархи, которые делают миллионы на том, что абсолютно им не принадлежит, наконец поймут: пора не только себе загребать, но что-то и народу отдать, живущему за заборами их особняков. Насколько я слышал, у государства сегодня денег стало достаточно. Но направлять их нужно не на повышение зарплат депутатам. Первоочередное - это воспитание культуры, привитие интеллигентности. И тогда следующее поколение будет не таким, как нынешнее.

- Вы принадлежите к духовной элите общества. Сможете ли объяснить, почему творческие люди постоянно друг с другом ругаются?

- Я, например, ни с кем никогда ничего не делил. Приходилось огрызаться, когда кто-то слишком нагло лез туда, куда его не приглашали. Или пригласили, но зря.

Что касается всех этих раздоров - они происходят из-за жажды успеха, аплодисментов, из-за творческой ревности. Особенно у людей публичных профессий - актеров, исполнителей. На мой взгляд, это только мешает творчеству. Хотя кого-то эти конфликты, наоборот, подстегивают. Человек пытается доказать своим коллегам, публике, журналистам, да кому угодно, что он лучше. Так что я бы всех в одну кучу не мешал. Ведь тот же Толстой, когда писал, вряд ли думал, с кем из своих современников будет конкурировать или ссориться. Любой большой мыслитель стоит над этой суетой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно