aif.ru counter
40

Разговор "на троих"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 01/03/2000

У КАЖДОГО из нас наверняка есть подруга, которая регулярно потчует гостей неудавшимся салатом оливье. У нее может отлично выходить пресловутая заливная рыба, равномерно покрываться инеем жира холодец, не перестаивать в духовке буженина - так нет, вместо всех этих даров леса и поля посередине стола будет непременно красоваться гигантская тарелка ненавистного салата, который она будет с улыбкой маркиза де Сада подкладывать синеющим гостям... И что движет этой, казалось бы, умной женщиной - непонятно. Видимо, та же странная сила, которая вынуждает большую часть тележурналистов браться за "один из самых примитивных" жанров - жанр интервью. Интервью - как салат оливье, все с детского садика знают, из чего он (оно) складывается. В первом случае - картофель, вареное мясо, зеленый горошек, огурцы, вареное яйцо, можно с яблоком или подкисленным луком, можно со сметаной или с майонезом. Во втором случае - это диалог двоих, журналиста и гостя: заранее подготовленные вопросы и подогнанные под них ответы, можно на "ты", можно на "вы", можно быть вежливым с собеседником, а можно ему хамить. Составляющие у вас могут быть самые качественные, а смешаете - беда... Видимо, тут нужно нечто большее, чем проверенный рецепт. Талант, например. Увы, большинству "мастеров телеинтервью" его определенно не хватает. Или вообще нет.

"Вы, наверно, недопоняли!"

НА "Место встречи" с Ариной Шараповой (ТВ-6, 20.25) я попадала 2 раза. Оба раза очаровательница поначалу выглядела великолепно: многозначительно острила (брови домиком, а в глазах - эдакое озорство!), жестко комментировала ответы гостей, делала многозначительные, соответствующие масштабу страны выводы. Проколы начались, как только потребовалась "мгновенная импровизация": вдруг выяснилось, что все предыдущее являлось качественной домашней заготовкой, написанной, скорее всего, даже не самой Ариной, и что интерес в глазах - либо от капли уксуса, либо от нереализовавшихся мечтаний о театре...

Казалось бы, вот он, мэтр телеинтервью - Борис Ноткин (сейчас на ТВЦ), мэтр настолько, что каждый раз новое руководство канала пальцем не трогает его программу со словами: "Ну, понимаешь, Ноткин. Своя аудитория. Опыт. И все такое..." Последнее его интервью с труднодоступным для журналистов по причине стойкой ненависти к ним Андреем Макаревичем. Первые 15 минут вертелись вокруг обсасывания проблемы с какой-то статьей Виктора Третьякова о Макаревиче. Макаревич по-пиитски изящно от темы уходил, Ноткин упрямо возвращался со словами: "Вы, Андрей, наверное, недопоняли..." Возвращался тут же, мгновенно, по горячим следам, хотя даже первокурсник журфака знает золотое правило интервью: если собеседник не ответил на вопрос, повторите его через три других в замаскированно-измененной форме... Впрочем, Андрея Макаревича из рогатки не подстрелишь - он сам активный любитель интервью, достаточно вспомнить его проект "Абажур". В котором, несмотря на "апогей уюта" - бабушкин абажур, освещающий беседующую пару мягким приглушенным светом, и аквариум, все-таки не было атмосферы доверия и раскрепощенности. Не было, потому что в каждом выпуске Макаревич пытался доказать "волкам-журналюгам", что только творец способен разговорить творца, а все "специально натасканные интервьюеры" - фикция...

Стремительно лопнул "интервьюшный" вариант программы "Те Кто". Вдруг оказалось, что просто подсадить к знаменитости говорливых мальчика и девочку - маловато будет. Грустно смотреть на Дмитрия Диброва, который, как ребенок, радуется, когда во время "Антропологии" звонят лично ему, а не именитому гостю. Стоит кому-то найти свежую, незатасканную интонацию, как ее тут же клонируют - как в истории с двумя Пушкиными, выпускающими программы-близняшки. Страшно, когда Сергей Доренко или Михаил Леонтьев, такие самоуверенные в эпицентрах своих программ, вдруг становятся жалкими, как мокрые кошки, как только берутся за "глобальные интервью". Помните, как растерял свой пафос Доренко в беседе с "хозяином" Березовским, несмотря на нелепо-подростковые попытки показать стране, что он с олигархом - на короткой ноге? А обличитель толстосумов и казнокрадов Леонтьев, подобострастно выспрашивающий Путина о его рабочем распорядке на тему "И как же вы, Владимир Владимирович, все за день-то успеваете?" Нет, интервью - вовсе не примитивный жанр для начинающих, это вам не просто "я спросил - ты ответил". Это - лакмусовая бумажка, с помощью которой проверяется профпригодность тележурналиста. Эту проверку выдерживают единицы.

Героиня дня

ОДНОЗНАЧНО лучшая по части телевизионных интервью Светлана Сорокина с ее "Героем дня" (НТВ). Уму непостижимо - общается со своими гостями ЕЖЕДНЕВНО, все они - РАЗНОПЛАНОВЫЕ, а умные вопросы не иссякают, и огонек доброжелательного интереса никогда не гаснет. Надо уметь? Надо работать, потому что, сами знаете, талантливый человек - это тот, кто работает так, будто никакого таланта у него нет, а ему нужно добиться успеха с нулевой отметки...

Когда глаза не расходятся в стороны и наверх, хорош ежедневный же Александр Любимов в своем проекте "Здесь и сейчас". Еще мне нравилась Светлана Конеген - за непричесанность вопросов и ярко бьющую в полусонные зрительские глаза импровизацию. Но у телеинтервьюирования волчьи законы: не захотели знаменитости идти к Конеген (привыкли отвечать по уже написанным вопросам-ответам), руководство тут же "не захотело" Конеген. А в роли клоуна-аналитика она потерялась.

Одно из свежепросмотренных мною телеинтервью начиналось следующим образом. Ведущий, снисходительно глядя на скрипача-юбиляра, процедил: "Предлагаю перейти на "ты"... Если я уж со Спиваковым на "ты", так, знаете ли..." Интервью - это не самореализация за счет гостя. Не решение жилищных и материальных проблем. Не зарисовка для друзей на тему "Я и великие". Не халтурка в ожидании крупного телепроекта с девушками в серебряных платьях. Это - разговор на троих, просто третий, зритель, молчит. Молчит-молчит, а потом возьмет да и выключит телевизор...

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество