Примерное время чтения: 6 минут
114

Александр Любимов: "Политиков распустили журналисты!"

ТЕЛЕВИДЕНИЕ - это "Останкино". "Останкино" - это бесконечный коридор-шампур с нанизанными на него студиями, комнатами и кабинетами. В студиях и комнатах люди работают, в кабинетах - ведрами пьют валерьянку, кричат и руководят. Это - правило.

Досье "АиФ"

ЕГО всегда считали "блатным" (вырос в элитной среде, сын разведчика и актрисы), а он еще школьником работал... в морге, грузил мясо на Микояновском комбинате и таскал ящики на ликероводочном комбинате. После окончания МГИМО Любимов неожиданно для всех отказался от "хлебного" распределения в торгпредство в Дании ради расплывчатых перспектив в редакции иновещания. Только-только его окрестили "мятежным рыцарем перестройки", как он призвал телезрителей с 3 на 4 октября 1993 года не мчаться на баррикады и штурмовать парламент, а не выходить из дома и спокойно спать. У телевизионщиков часто не хватает времени даже на одного ребенка, Любимов - многодетный отец. Его программу "Взгляд" несколько раз закрывали "по соображениям цензуры" , а Любимов уравновешенно рассуждает о том, что цензура крайне необходима. Строго руководит успешной телекомпанией (штрафует подчиненных за опоздание на планерки), а зачем-то надрывается и ведет целых две программы. В 21.30 - воплощение официоза в "Здесь и сейчас", 2 часа спустя в понедельник - "Взгляд" с мальчишеской концовкой "Все только начинается".

ПРЕЗИДЕНТ телекомпании "ВиД" Александр Любимов существует не по правилам. Его речной офис на дебаркадере, припаркованном на Фрунзенской набережной, похож на все что угодно: дачу Миклухо-Маклая, охотничий ресторан, музей сибаритского искусства - только не на стандартный кабинет телебосса с фотографиями Ельцина в тесных теннисных трусах.

"Западник", который не любит радио "Свобода"

АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ владеет английским, французским, датским, шведским и норвежским языками. Регулярно бывает за границей. На заре "Взгляда" показал стране западные видеоклипы и рекламные заставки, которые взахлеб обсуждались везде: от школьных туалетов до кабинетов министров. Если вставляет в речь английские слова, то с прононсом Маргарет Тэтчер, казалось бы, - ярчайший "западник", но на невинный вопрос типа: "Часто ли слушаете "голоса Запада?" - прямо-таки взрывается:

- МЕНЯ в недавней ситуации с Бабицким волнует только одно: почему радиостанция "Свобода" , финансируемая правительством другой страны или там конгрессом, имеет в России такие же права, как национальные средства массовой информации? Получается, что любой главный редактор в России конкурирует с финансами, которые может дать конгресс США! Естественно, конгресс США сильнее, чем все средства массовой информации России, вместе взятые! Кстати, в США-то блюдут информационную безопасность страны и не пускают на рынок иностранные телекомпании или радиостанции с "провокационными" сюжетами. Когда мы, например, передали на СNN сюжет о том, как Мадлен Олбрайт спасли в югославском селе от фашистов, известный ведущий Ларри Кинг сделал все, чтобы эта тема дальше не муссировалась.

Министр печати и телерадиовещания Михаил Юрьевич Лесин на мой вопрос "А радио "Свобода" может участвовать в объявленном вами конкурсе на первую кнопку?" сказал: "Может!" Объясните мне, в чем больший ущерб государству: в том, что Невзоров показал каких-то там девушек полураздетых на концерте в Петербурге в поддержку СПС, после чего ОРТ получило первое предупреждение, или в том, что делает радио "Свобода", давая слово фактически врагам нашего государства?

Журналист, который презирает журналистов

"ОДНА газета пишет, что я получил взятку в 15 тысяч долларов, потом мы судимся с этой газетой. Другая газета пишет, что я убил Владика Листьева. Третья, что я ворочаю миллионами долларов в сделках с Березовским" - это Любимов о "любви" к нему московской прессы. Он же клеймит журналистов, как будто бы сам - пианист или ветеринар:

- Нам просто необходима цензура, чтобы государство могло оберегать себя от глупости, вольнодумства и хамства, которыми страдает наша журналистика. Журналисты - аморальные люди. Они готовы зарабатывать себе на жизнь любыми способами. Я понимаю, что жизнь тяжелая, что нужно как-то делать деньги, но 90% журналистов (я имею в виду московскую тусовку) превратились в аморальных людей.

- Как-то обидно за газетчиков. А телевизионщики?

- Да все! Я уже не говорю про пропагандистское телевидение типа Доренко, Киселева или Хинштейна. "Березовский - сатана, Гусинский - жидомасон"... Вы посмотрите, что у нас показывают по ТВ! Отчет с пресс-конференции - сюжет. Криминальная хроника - сюжет. Мы просто зашли в тупик. Журналы печатают цветные фотографии улыбающихся телеведущих, те приглашают поочередно друг друга в программы, политиков одевают во фраки и выгуливают на фоне березок...

- А как выходить из тупика?

- Перестать ПРИДУМЫВАТЬ, начать ИНФОРМИРОВАТЬ. Ну покажите смычку новостей с реальной жизнью! Мы, журналисты, распустили политиков, ну хоть кто-нибудь поинтересовался бы выполнением избирательского наказа вместо "Вы предпочитаете Большой театр или большой теннис?" Журналисты нужны для того, чтобы искать и нащупывать некий вектор общественного устройства. Формулировать рынок идей и то направление, куда мы идем. А иначе зачем мы нужны, если существует Интернет?

- Ну так с вас и начинать надо. Все-таки степень влияния ТВ несопоставима с газетным.

- Телевидение ОДНО ничего не может, свидетельство тому - та же избирательная кампания. Это ерунда, что телевидение избрало одних и не избрало других! Нет, сами политики так себя соотнесли по отношению к ТВ. Если бы они вели себя правильно, ничего бы телевидение не сделало. Преувеличивать ТВ само по себе не нужно. Но, конечно, телевидение делает вещи модными, а это важно. Модно фитнес или кокаин. Если показывают видеоклипы с полумужчинами-полуженщинами, значит, это модно. Вопрос в дозировке.

Сейчас другая эпоха, эпоха, в которой нужно телевидение как стержнеобразующий элемент, потому что оно тоталитарно по способу распространения. Оно должно очень серьезно подумать о связи между "простым" человеком и властью, ангажировать людей в процесс изучения власти, контроля над властью.

Друг Листьева, который против расследования

НЕДАВНО исполнилось 5 лет со дня убийства Владислава Листьева, и Александр Любимов шокировал многих, заявив, что вести расследование дальше не стоит.

- Почему?

- Телевидение - это бизнес. И Влад не был нищим человеком. Я тоже не хочу прикидываться нищим. Как видите, у меня есть приличный костюм, я принимаю вас в приличном кабинете... Владик любил играть в теннис в хорошем теннисном клубе, он ездил на дорогой машине "Мазда", ну и что? Теперь писать всю жизнь, что он крал деньги? Есть огромное количество людей, которые страдают от того, что так про Владика пишут в связи с новыми "витками" расследования. Зачем причинять им боль?

...Любимый жанр Александра Любимова - боевик. Любимый герой боевика - Сильвестр Сталлоне. Он на него похож, только в масштабе 1:2. Постоянно с кем-то воюет, а глаза - грустные. Особенно в программе "Здесь и сейчас", перед выступлением Михаила Леонтьева...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно