Примерное время чтения: 5 минут
68

Страсти по наградам

ВОТ спросите меня: что больше всего на свете любят артисты, режиссеры, писатели и прочие творческие люди? Отвечу. Они так же, как дети, любят подарки и игрушки, обожают всяческие премии и награды. По телевидению то и дело глядим, как представители исключительно московского бомонда друг другу призы и конверты вручают. При этом Москва здесь действительно царит, кроме общероссийской "Золотой маски".

Назначено шедевром!

ЕСТЬ у нас премии, внушающие уважение, и притом "безвозмездные" - "Овация", та же "Золотая маска", "ТЭФИ". Но в основном премии (в количестве около двух десятков), государственные и негосударственные, - это целый денежный дождь. Президентские "наградные" (госпремии) - самые скромные, 125-250 тыс. руб., в зависимости от сферы деятельности награждаемого. Самая роскошная - "Триумф", независимая благотворительная премия в области литературы и искусства, - аж 50 тыс. долл. (и лауреатов ежегодно всего пять). Независимость "Триумфа" настойчиво подчеркивается. Его единственный спонсор - Борис Березовский. Неучастие в выдвижениях кандидатов и голосованиях (исключительно тайных) также постоянно декларируется. Впрочем, оно и понятно: у БАБа в стране и за ее пределами дел для вмешательства и так хватает. Деньги же "Триумф", справедливости ради скажем, дает действительно "штучным", талантливым, достойным.

Еще новоявленная, но уже прочно утвердившаяся богатая (25 тыс. долл.) премия - "Кумир". Такой формы поощрения культуры не было, пожалуй, с дореволюционной России. Возрождение забытых традиций русского меценатства, но - в индивидуальном порядке. Деньги идут не театру и не фильму - актеру. Прежде, скажем, отдельно взятый купец или промышленник содержал и поощрял отдельно взятую актрису (в обратном половом порядке бывало гораздо реже - ясное дело). Нынче группа из 58 самых-самых состоятельных и влиятельных представителей российских деловых кругов поощряет отдельных актеров, также горячо любимых, но уже целой этой группой. Предварительный отбор номинантов осуществляет небольшое жюри специалистов, как бы говоря представителям деловых кругов - спонсорам, господам банкирам и промышленникам: "Кушать подано!" А те (как они сами себя именуют - "общественный совет простодушных") - выбирают.

Все по-честному: кто платит, тот и заказывает музыку. Кого люблю - тому дарю. И, надо признаться, качественную музыку. Среди избранных - Нонна Мордюкова, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Константин Райкин, Наталья Гундарева... Кто осмелится бросить в них камень? Тем более что здесь действительно имеет место быть гласный выбор от лица зрительского народа, а он, как известно, беспристрастен и уж точно неподкупен.

Мне кажется, что подобный механизм появления и вручения премий в искусстве наиболее естественный и честный при минимуме посредников в лице многочисленных "экспертов", которые смотрят, отбирают и решают, кому платить чужие денежки, а кому нет. На Западе ведь проблему "Кто лучший?" решает рынок. Коммерция. Касса. А значит, в конечном итоге - зритель, публика. А у нас - различные жюри и экспертные комиссии с их вечными членами.

Эти народные нищие

НО САМЫЙ застарелый и спорный, по-моему, вопрос связан с наградами и в особенности званиями, вручаемыми у нас во множестве от лица, ни больше ни меньше, государства, правительства. В западных странах существуют такие награды, как правило, в единственном варианте (типа национальных премий) и присуждаются сугубо эксклюзивно и с великим почетом от имени нации. Как Лоуренсу Оливье, пожалованному званием не "народного артиста Великобритании", а - Сэра и Лорда.

У нас же страсть к званиям - неистребимо совковая страсть. Пушкин, Чехов и Комиссаржевская никакими лауреатами не были. А вот после 1917-го - понеслось! Сегодня, как в советские времена, публикуются нескончаемые списки новоиспеченных "заслуженных" и "народных". Премии государственные, официальные неизбежно носят, несмотря на все перемены, ангажированно-политизированный оттенок: условно говоря, Лимонова, Губенко (а возможно, и Солженицына!) вряд ли порадуют наградой. Зато как бы задним числом "одаривают" бывших изгоев, щедро награждая Ю. Любимова, М. Ростроповича. В особой чести у властей всех эпох и уровней оказался Марк Захаров.

Власти раздают государственные звания и ордена различных степеней деятелям культуры, и поголовье избранных неуклонно растет. При советской власти их были единицы и они имели очень большие привилегии - квартиры, дачи, авто, солидные зарплаты и гонорары и даже места на престижных кладбищах. Сейчас - ничего. Звание "народный" не приносит никаких благ. А численность их измеряется многими тысячами. Нищих народных артистов.

А сколько все эти выдвижения, конкурсы, номинации и награды порождают интриг, обид, амбиций, распрей в актерско-театральной среде! Которая и так, по самой природе своей, не отличается атмосферой безоблачно-идиллической: "Почему отметили не меня, а партнера по спектаклю?" И у жюри, бывает, логика "внехудожественная": актрисе Н. в прошлом сезоне ничего не дали - давайте дадим в этом, режиссер Х. уже и так получил недавно от мэрии свое, зачем ему еще и наш приз? А художника N признают во всем мире, что же мы, глупее, что ли? Вот и плетутся интриги, множатся обиды, творятся мифы и легенды, задействована "при кормушке" масса людей...

А вопрос мой в итоге очень прост: зачем вообще нужно это изобилие званий, наград и, соответственно, тусовок, не имеющее аналогов ни в одной стране мира? Еще один совковый неистребимый абсурд.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно