aif.ru counter
29

Лето начинается с повышения цен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 31/05/2000

...на коммунальные услуги

С 1 ИЮНЯ в столице введены новые тарифы по оплате водоснабжения и канализации. В 1,5 раза выше прежних. Теперь тот, кто мыл руки каждый месяц за 5 руб. 76 коп., будет мыть те же руки, но за 8 руб. 68 коп. Жильцы квартир с закрытой схемой водоснабжения и канализации, раньше платившие за "мокрые блага" 14 руб. 72 коп., отныне и до 1 сентября должны отстегивать за те же процедуры по 22 руб. 20 коп. Почему до 1 сентября? Потому что по осени тарифы ОПЯТЬ ПОДНИМУТ. В 2 раза (относительно действовавших весной).

"Мосводоканал" в области водоснабжения монополист. Прибыль гидрогиганта, по словам его руководителя г-на Храменкова, в прошлом году не превысила 65 млн. руб. В то время как на "утоление жажды" москвичей ежедневно тратится по 15 млн. руб. Стенания были услышаны сначала в столичном правительстве, затем депутатами МГД. А так как дотаций со стороны бюджета не предусмотрено, власти решили подставить плечо... москвичей.

Как известно, беда не приходит к одним. У "Мосэнерго" тоже проблемы. Из-за козней "Газпрома", поднявшего цены на газ. Энергетики еще в апреле направили слезное письмо столичному руководству с просьбой пересмотреть тарифы на свой товар. У Юрия Лужкова, по его собственным словам, "нет ни желания, ни возможности идти на повышение, потому что в феврале тарифы уже поднимали, обеспечивая условия для работы "Мосэнерго" в нормальном эксплуатационном режиме. Поскольку в такой ситуации должен работать анализ, а не эмоции, то все зависит от ответа специалистов, изучающих этот вопрос". Судя по редакционной почте, у населения надежд на положительные результаты анализов практически нет.

"Мосводоканал" и "Мосэнерго" жалко до слез. Но семидесятилетнюю соседку, для которой покупка баночки "чудо-йогурта" с пенсии - верх мотовства, мне еще жальче. Допустим, живые бифидобактерии бабке ни к чему. Но разве можно считать нормальной ситуацию, когда даже трижды увеличенная пенсия не догоняет стоимость неминуемо-обязательного к оплате набора товаров и услуг?

...и за проезд

НА КОММУНАЛЬНОЙ строке список неприятных сюрпризов для горожан не заканчивается. Своей подписи ждет распоряжение о повышении платы за проезд в общественном транспорте. Пока у мэра не поднимается рука, чиновники рангом пониже не сомневаются, что победа будет за ними. Например, начальник метрополитена Дмитрий Гаев обнадежил в честь 65-летия метро, что "проезд в метро будет дорожать и дорожать". На подходе зональная система оплаты проезда. Поскольку у этого варианта пока больше противников, чем сторонников, его не решаются внедрять. Прослышав про желание властей "оптимизировать систему оплаты проезда", заинтересованные фирмы буквально достают отцов города предложениями по созданию всевозможных смарт-карт. Считается, что при переходе на новые технологии оплаты пассажир ничего не потеряет. А что он приобретет?

В погоне за формой мало говорят о содержании. Будет ли гибкой система скидок? Сегодня скидки существуют, но гибкими и разнообразными их не назовешь. Например, в метро. Да, билет на десять поездок выходит дешевле, чем если покупать только на одну. Но дальше - при покупке на 20 поездок, на месяц и т. д. - никакого удешевления уже нет. В Хельсинки, например, билет на все виды транспорта (метро, автобус, трамвай) стоит 10 марок. При средней зарплате в 11 тыс. финских марок это немного. Но если вам не исполнилось еще 16, вы купили билет заранее и не один, а сразу десяток, то все удовольствие обойдется в четыре раза дешевле.

Среди пользователей общественного транспорта есть две проблемных категории: "зайцы" и льготники. Главное в отношениях с ними - найти правильный подход. Для этого придуманы контролеры и кондукторы. Но практика показывает, что контролера к каждому транспортному средству не приставишь. А кондукторы, за редким исключением, - люди ушлые (народ не всегда обилечивают). С их появлением на маршруте возникает парадокс: расходы предприятия вырастают на величину зарплаты кондуктора, а прибыль снижается в зависимости от его "аппетитов".

И все же по борьбе с "заячьей болезнью" накоплен кое-какой мировой опыт. В самом захудалом пригороде Вашингтона, например, каждый водитель вооружен аппаратом, похожим на контрольно-кассовый. Вход - только через переднюю дверь, так что пассажир с халявными намерениями мимо не проскользнет. С нашими интервалами движения и пассажиропотоком одна входная дверь - это неактуально. Зато мы можем, как в некоторых европейских странах, поставить на каждую турникет.

Льготники - наше национальное достояние. Тут мировой опыт бессилен. Сегодня мы имеем 69 льготных категорий граждан по указам федеральных и городских столичных властей. Это в 2 раза больше, чем во времена СССР. Вести общую "подушевую" статистику никто не пытался. У каждого ведомства - свой учет. Но точно известно, что больше 50% пассажиров ездят в общественном транспорте бесплатно или со скидками. То есть льготник - это каждый второй. Доходит до абсурда. Часто ли вы видели в трамвае Егора Строева или другого члена Совета Федерации? Депутаты городской Думы в метро еще попадаются (им нетрудно было бы и заплатить), а депутаты ГД - НИКОГДА. Большую часть армии халявщиков могли бы оплачивать организации. Чем, например, тысячи помощников депутатов разного калибра привилегированнее миллионов остальных горожан?

Заслуженно пользуются своим правом бесплатного проезда пенсионеры. Но если старый человек ездить не в состоянии, как ему свое право реализовать? Не лучше ли было бы установить фиксированную надбавку к пенсии на дорожные расходы?

Может быть, 2 руб. за поездку в автобусе или трамвае - это дешево. Возможно, правы те, кто предлагает поднять тариф в метро с 4 до 6 руб. Но "экономического чуда" ни с метрополитеном, ни с "Мосгортрансом" после подорожания не случится. Это будет очередной удар по бюджетнику, который исправно платит за себя и за того парня каждый день.

Виктор ДВУРЕЧЕНСКИХ, председатель контрольно-счетной палаты г. Москвы:

К ТАРИФНОЙ политике в городе нужен совершенно иной, более дифференцированный подход. По данным последней проверки, предприятия транспорта города получают дотации, но используют их не по назначению. Имеют не один расчетный счет, а веер счетов. Деньги это немалые. В 1999 г. "Мосгортрансу" перечислили 2861768,4 тыс. руб. Метрополитен получил от города 1271500 тыс. руб. Дотации перечисляют. Но, к примеру, из 1 млн. 700 тыс. пенсионеров сколько ездит летом, никто не считал.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы