aif.ru counter
33

Проверка на юрпригодность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 16/08/2000

МЕЖДУНАРОДНАЯ конфедерация обществ потребителей (КонфОП) решила выяснить, насколько доступны и правильно предоставляются юридические консультационные услуги москвичам. Составили максимально полный перечень организаций, предлагающих консультационные услуги гражданам. Учитывались как частные фирмы и адвокатские консультации и бюро, так и государственные и общественные организации, которые либо в силу возложенных полномочий, либо в соответствии с уставными целями должны консультировать граждан по правовым (потребительским) вопросам. Было выявлено более 400 организаций, основную массу которых (более 380) составляли частные юридические фирмы. По телефону уточнили, действительно ли эти организации готовы дать консультацию частному лицу по гражданскому (потребительскому делу). И наконец, самое интересное - начались так называемые анонимные закупки. Конфоповцы посещали государственные органы, общественные организации, юридические фирмы и везде задавали один и тот же вопрос: "МНЕ ПРИШЕЛ СЧЕТ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ, КОТОРЫЕ Я НЕ ВЕЛ. ЧТО ДЕЛАТЬ?"

От начала и до самого конца наши люди вели себя как рядовые потребители. Они приходили на фирму, общались с работниками, расплачивались и уходили, ни единым словом не обмолвившись, что они что-то проверяют. Все консультации записывались на диктофон. Таким способом в Москве было исследовано 38 частных и общественных организаций. Выбор случайный. Также мы постарались получить консультации по телефону всех государственных органов, которые должны консультировать потребителей. Результаты оказались плачевными.

Частные юридические фирмы. При огромном количестве юридических консультаций в Москве выяснилось, что только четверть всех юридических фирм готова проконсультировать частное лицо по потребительскому вопросу (хотя в рекламе и информационных материалах предлагаются все виды юридических услуг). Все услуги оказываются платно. Разброс цен примерно следующий. Стоимость консультаций - от 50 до 400 руб. Наиболее часто встречающаяся цена - 150 руб. Подготовка иска - от 200 до 700 руб. Наиболее часто встречающаяся стоимость написания искового заявления - 250-350 руб. Стоимость представительства в суде - договорная, и вилка цен, как правило, даже не называется.

Качество консультаций в основной массе частных юридических фирм оставляло желать лучшего. Так, в ряде консультаций заявили, что "вопрос не юридический". Лишь единицы консультантов поинтересовались, был ли человек дома в момент переговоров, какой у него аппарат (сертифицированный или нет), обращался ли он на узел связи с просьбой провести проверку на предмет несанкционированного подключения к линии. Очень редко профессиональные юристы ссылались на конкретные статьи законов. Только в 60% консультаций согласились помочь клиенту составить письмо-претензию на узел связи (клиент предлагал оплатить эти услуги отдельно!). Лишь в двух консультациях клиенту объяснили, как можно обезопасить себя от подобных неприятностей в будущем. В ряде консультаций возникли серьезные проблемы с получением квитанций, подтверждающих оплату.

Общественные организации. При том, что в Москве зарегистрирована масса общественных организаций, мы смогли выявить только 6, которые оказывают консультационную помощь населению по потребительским вопросам. Основная проблема большинства общественных организаций - их малоизвестность, приходилось искать информацию о таких организациях в несколько этапов. Ряд общественных организаций дает консультации бесплатно, причем на довольно высоком уровне. Однако в бесплатных консультациях существует проблема очередей. В тех организациях, где консультационные услуги оказываются на платной основе, их стоимость сопоставима со стоимостью услуг частных юридических фирм.

Государственные и муниципальные органы. В Москве, увы, качественную консультацию по указанному вопросу дали только в одном месте - в территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей консультирует граждан только по проблемам, связанным с куплей-продажей товаров. Отделы по защите прав потребителей, входящие в состав департаментов потребительского рынка и услуг при правительстве Москвы и префектурах, дружно решили, что вопрос телефонной связи не относится к сфере их компетенции, и консультации не дали. И ладно бы этот "обнадеживающий" ответ дали сразу: иногда, для того чтобы получить эту информацию, приходилось поочередно разговаривать с 3-4 чиновниками. Слабые попытки возразить, что телефон - это тоже услуга и должна регулироваться Законом "О защите прав потребителей", пресекались на корню.

Так что нет никакой связи между ценой и качеством консультаций. Не зависит качество и от статуса консультанта (адвокат или просто юрист), в некоторых случаях старательные студенты давали более качественные и подробные консультации, чем обленившиеся мэтры.

И наш совет: прежде чем обращаться к юристу, обзвоните несколько консультаций. Не исключено, что какие-то ответы на свои вопросы вы получите уже по телефону. По крайней мере, вы сможете найти более дешевую консультацию.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы