aif.ru counter
43

Школы - вузы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2000

ПОСЛЕДНИЕ приготовления к школе позади. В "Канцтоварах" исчезли дневники, транспортиры, фломастеры. Под родительские вздохи (опять за лето все стало мало!) отутюжены нарядные брюки, рубашки, блузки и сарафанчики. Утром - линейка. Цветы - классному руководителю, поздравления - директору. Стихи про родную школу. Треньканье колокольчика - первый звонок в очередном учебном году. И понеслось... Обычная школьная страда. Палочки-крючочки - удел родителей первоклашек, у которых еще 10-11 (или 12?) лет впереди. Родителям старшеклассников некогда расслабляться. Для них начало учебного года - самое время думать о его окончании.

ЧЕМ СТАРШЕ школьник, тем серьезнее мама и папа начинают заботиться о качестве школьного образования - базы для будущей карьеры любимого чада. Представления о качестве у каждого родителя свои. Но главное требование, предъявляемое к "школе родительской мечты", - чтобы по ее окончании ребенок мог без проблем поступить в выбранный вуз. На финише школьной карьеры многие готовы сменить близлежащее учебное заведение на более престижное. Готовы мотаться за знаниями на другой конец города. Вариантов - масса: частные и государственные, национальные и западные, специализированные школы при вузах и ориентированные на них.

Обычно в период весенних каникул уже вовсю идут собеседования и экзамены. До весны нужно собрать достоверную информацию, сделать окончательный выбор. Допустим, ваш ребенок склонен к рисованию. Вам легче, т. к. общеобразовательных школ с художественным уклоном в городе не более десятка, а художественный лицей на Крымском валу - кузница абитуриентов Суриковского и Репинского институтов - вообще один. Гениальных композиторов без отрыва от общеобразовательного процесса готовят исключительно в школе им. Гнесиных. А счет математических классов в столице идет на сотни. И именно это обстоятельство часто заводит в тупик. Как не запутаться в этом разнообразии содержаний и форм?

Те, кто в состоянии пренебречь бесплатным образованием и готов выложить от 200 до 2000 долл. в месяц, должны понимать, что самая высокая цена - вовсе не гарантия такого же качества. Но частные школы - все-таки исключение из наших правил. А у государственных есть одно неоспоримое преимущество - ученики при любом повороте событий получат государственный аттестат. Первыми в поле зрения ищущих попадают лицеи, гимназии и учебно-воспитательные комплексы (УВК). Они в основном обозначены четырехзначными номерами 15** и 18**. Разница между ними в том, что при профильных УВК работает детский сад; для гимназии связь с вузом необязательна, ценится общий высокий уровень подготовки; а лицей - фактически нулевая ступень вуза, с которым заключен договор. Но лицеев, гимназий и УВК на всех желающих не хватает, скажут те, кто уже "зондировал почву". И не надо зацикливаться на комбинациях цифр. За номером обычной школы может скрываться учебное учреждение, успешно работающее по системе ранней профориентации, называемой "школа - вуз". Как пояснила главный специалист по профобразованию в Комитете образования Москвы Ирина Тымчак, смысл новации в том, что учреждения среднего и высшего образования заключают между собой договор о сотрудничестве. Система начала складываться в 80-х годах. И сегодня 816 школ, т. е. 57% от общего числа, имеют договорные отношения со 120 государственными и негосударственными вузами столицы.

Как выбирать

НО, во-первых, договор договору рознь. Возможно, речь идет только лишь о методическом сотрудничестве, т. е. непрерывном повышении квалификации учителей или о платной дополнительной нагрузке. Нас же интересует подготовка на базе конкретной школы к поступлению в институт, выбранный по желанию ребенка или тщеславными родителями. Поэтому самым заманчивым пунктом договора считается единый экзамен. Это когда школьные выпускные одновременно являются вступительными в вуз. Преимущества такой системы абитуриентам объяснять не надо. Причем, вопреки мнению большинства дезинформированных родителей, единые экзамены в столице не отменены. Но в этом году они проводились лишь в 396 школах города. В остальных случаях, несмотря на сотрудничество, вузы на такой шаг не решились.

Во-вторых, не спешите хвататься за справочники, которых нынче в каждом киоске - пруд пруди. Все справочные пособия на тему "Куда пойти учиться" - это сплошная "деза". Свежий пример. В трех справочниках, взятых наугад, я насчитала в общей сложности 11 средних школ, заявляющих о прямом договоре с факультетом журналистики МГУ. С одной стороны, насторожило то, что каждая из них считает себя чуть ли не единственной базой подготовки будущих журналистов в рамках школьной программы. С другой стороны - от прочитанного за собственное будущее стало тревожно. Зачем же мне столько потенциальных конкурентов? Декан журфака МГУ Ясен Засурский информацию и мои подсчеты опроверг: "За 35 лет существования факультета заключен только один договор со школой N 179, расположенной по соседству. В порядке эксперимента впервые в этом году наберут по одному 9-му и 10-му классу. В дальнейшем, возможно, проект распространят и на 8-е классы". В комитете образования подтвердили, что у школы N 627 есть договор со Всероссийским институтом телевидения и радиовещания. А в остальных случаях "имеет место преувеличение, а дело дальше протоколов о намерениях не идет". Аналогичных примеров, листая справочники, можно встретить немало. Заместитель начальника управления Юрий Рыбин утверждает, что на сегодняшний день существует только один источник достоверной информации - справочник "Образовательные учреждения г. Москвы", но и тот нуждается в пересмотре, так как вышел в свет в 1997 г. Справочник предназначен для служебного пользования, потому широким массам недоступен, но не из-за секретов, а по причине скудного тиража.

Как действовать

ДАТЬ список профильных школ на страницах газеты в Комитете образования посчитали некорректным, т. к. все их не перечислишь. Как действовать, чтобы ошибку в выборе свести к минимуму? Главное, начинать нужно уже сейчас. В старших классах принципом географической приближенности школы к месту жительства можно пренебречь, но в разумных пределах. Поэтому начните с опроса директора вашей нынешней школы. Это вполне компетентный человек. Возможно, желаемое учебное заведение где-то рядом. Престиж выбранного заведения может подтвердить народная молва и конкурс прошлого года.

Параллельно можно инициировать встречный процесс - сбор данных в самих вузах. Но все же кладезь достоверной информации - окружные управления Комитета образования. В каждом из них есть отделы по профобразованию. Именно туда стекаются данные из самих школ. Ради верных сведений не возбраняется звонить и в сам Комитет.

И все же любой документ не застрахован от неточностей и приписок. Поэтому обязательно прочитайте сам договор. В школе вам его обязаны предоставить. При этом рекомендуется обращать внимание не только на условия (услуги вуза могут быть платными и бесплатными для учащихся даже госучреждений), но и на сроки его окончания. Что будет, если договор не продлят? Но не пытайтесь из текста договора выудить что-нибудь о льготах и привилегиях при поступлении. Бесполезно. Никаких гарантий вам не дадут. А если дадут, значит, обманут. Критерием может служить процент поступления выпускников прошлого года.

До весны есть время еще раз подумать: а стоит ли привычную школу менять? Ведь смена школьной обстановки - это не только увеличение нагрузки умственной и физической, но и психологический стресс, с которым не каждый ребенок может справиться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы