Примерное время чтения: 4 минуты
91

Доходы и расходы городской казны

БЮДЖЕТ России будущего года предполагает изъятие части доходов Москвы. Та часть налога на добавленную стоимость, что сегодня идет в столичную казну, с 2001 года будет, никуда не сворачивая, отправляться в казну российскую. Страна латает дыры за счет своей столицы. Угадайте, за чей счет будет восполнять потерянное Москва?

Кто кому больше должен

КАК только страна попросила регионы поделиться своими доходами, Москва немедленно вспомнила о том, что она столица, и потребовала выплат государственных субвенций на выполнение столичных функций. Оказалось, что долг за транспортные, жилищно-коммунальные и прочие услуги, уже оказанные федеральным органам власти, представительствам республик, краев, областей и дипломатическим представительствам других государств, находящимся, естественно, в Москве, достиг 6 млрд. руб. А между тем по закону о статусе российской столицы Москве положена отдельная строка в российском бюджете, которая отсутствовала много лет и которой нет в бюджете 2001 г. И если обслуживание зданий и квартир, занимаемых федеральными служащими, - обязанность муниципальных властей, то платить за проезд на городском транспорте служащие могли бы за себя сами. Не хочется спрашивать, видел ли кто живого депутата в автобусе, но кроме них в Москве живут и ездят на общественном траспорте многие тысячи других служащих. Вопрос этот пока остается открытым, но интересно другое: в одном пакете с требованиями субвенций оказались и просьбы оплаты внешнего московского долга, составляющего на сегодняшний день 800 млн. долл. Удовлетворить просьбу - значит, разрешить столице выпуск еврооблигаций на необходимую сумму. По закону регионам запрещено делать внешние заимствования, но раз уж они есть, то российское правительство должно участвовать в их погашении. В столичном комитете муниципальных займов считают, что дело о выпуске облигаций решенное, раз у Москвы отняли часть заработанных денег, значит, как минимум, должны не мешать зарабатывать новые.

Федеральное правительство после обоюдных претензий в долгу не осталось. Оно посоветовало Москве в будущем грамотно расходовать деньги, а на сегодняшний день просто пересмотреть список трат и, может быть, лишить горожан части льгот. Среди москвичей это породило слухи, что будут сокращены дотации на образование, здравоохранение и коммунальные платежи, будут приостановлены некоторые стройки (в частности, Третье кольцо) и в который раз уменьшен список бесплатных лекарств. А у городского правительства родилась идея попытаться "выдернуть" из федерального бюджета 3 млрд. руб. на выплату детских пособий, пособий ветеранам и инвалидам. Что из этого выйдет, тоже еще непонятно, но в сухой остаток взаимных претензий уже выпали реальные потери городского бюджета 2001 года в 47 млрд. руб., что составляет четверть от всей суммы. Сокращение ряда социальных программ и урезание расходов по многим статьям городского хозяйства неизбежно, если не найти альтернативные источники пополнения бюджета. Юрий Лужков сравнил действия федерального правительства с кризисом посильнее 1998 года, но заверил москвичей, что городские власти до последнего будут бороться за сохранение объемов социальных программ.

Кто за все заплатит

НОВЫЙ федеральный Налоговый кодекс, с одной стороны, облегчит жизнь москвичей плоской шкалой подоходного налога, а с другой - позволит всем регионам, и Москве в том числе, самим определять размер местных налогов. Валерий Шанцев обещал, что городское правительство этим воспользуется. Новыми налогами москвичей обложат с января будущего года, что и позволит сохранить в целости многие социальные программы. Так, налог с продаж, введение которого год назад вызвало, мягко говоря, недовольство москвичей, будет повышен с 4 до 5%. Кроме того, будет введен налог на прибыль в размере 5% (он один принесет в бюджет 20 млрд. руб.) и налог на вмененный доход. Когда федеральное правительство предлагало Москве пересмотреть список трат, то в первую очередь критиковало за то, что около трети предприятий малого бизнеса в Москве не платит налоги и в первой половине этого года потери от этого составили 10 млрд. руб.

Московский бюджет 2001 года правительство называет критическим: доходов запланировано 207,2 млрд. руб., а расходов - 179,4 млрд. руб. Профицит (превышение доходов над расходами) равен 27,8 млрд. руб. Можно сказать, чтоб вся страна так жила, но это будет неправильно. Только на обслуживание долга придется потратить 16 млрд. руб. На что будет израсходован профицит бюджета 2001 года, пока не решено, но если федеральное законодательство и дальше будет меняться, профицит сократится до 11 млрд. руб. В этом году столько пошло на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно