Примерное время чтения: 6 минут
86

Поп-экономика

НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что "раскрутка" (или продвижение на рынке) даже очень талантливого артиста требует немалых вложений. Поэтому первое правило начинающего артиста гласит: "Ищи спонсора или опытного продюсера, который сам найдет финансовый источник". "Если делать добротную поп-звезду с молниеносным вторжением на рынок, - говорят специалисты, - первоначально необходима сумма в 200-300 тыс. долл. При меньших вложениях путь к успеху будет более долгим. Для начала нужно записать порядка 15 песен, запись и аранжировка которых на хорошей студии обойдется в среднем по 2-3 тыс. долл. за композицию. Поэтому альбом может потянуть на все 45-50 тыс. долл." Для справки: за всю карьеру Влада Сташевского в него было вложено, по крайней мере, по словам его продюсера, порядка 2,5 млн. долл. Зато создание первого альбома пришедшего ему на смену Никиты обошлось продюсеру всего в 25 тысяч "зеленых". Значительно удешевило расходы то, что Никита является автором музыки и слов, да и студия, на которой производилась запись, принадлежит его продюсеру. Интересный факт: Игорь Матвиенко, который тоже сам пишет и делает аранжировки, запуская проект "Иванушки интернэшнл", продал свою квартиру, хотя до конца не был уверен в успехе.

Не продается вдохновенье, а рукопись - легко

ЕЖЕЛИ вы всего лишь обладатель волшебного вокала и сами хитов не сочиняете, готовьтесь торговаться с авторами-хитмейкерами. Говорят, что сегодня одним из самых дорогих композиторов является мастер пера и рояля Игорь Николаев, оценивающий свои услуги по созданию хита до 10 тыс. долл. за штуку. "К сожалению, - поясняет Владимир Матецкий, - пик, когда потребители покупали альбомы, после августа 98-го закончился, поэтому работы у композиторов стало меньше". Песни самого Матецкого стоят сегодня около 2 тысяч. Более "попсовый автор" Аркадий Укупник, по слухам, берет в среднем по 4 тысячи, у Олега Молчанова такая же цена, если товар штучный, но можно сторговаться и по 2 тысячи, если оптом. Творческий тандем молодежных авторов Павла Есенина - Эрика Чантурия оценивает свои услуги от 2 до 3 тысяч. Правда, стоит оговориться, что в каждом отдельном случае цены варьируются. Вообще стоимость самой песни (сюда входит плата за текст и мелодию) колеблется от 500 до 15 тыс. долл. Но, как и везде, за имя нужно платить. Текст, заказанный у поэтессы Риммы Казаковой, потянет на 400-600 "зеленых", у Ильи Резника от "штуки до двух", а у Аркадия Славоросова от 200 долл. Рекорд в этой области установил, как говорят, мэтр слова Михаил Танич - за "Погоду в доме" для Ларисы Долиной он получил 3 тыс. долл. А вот за текст песни "Окольцованная птица" Долина заплатила поэтессе Наталье Шемятенковой 350 долл. Средние цены (по 500 долл. за текст) у поэтов: Александра Шаганова, Германа Витке, Виктора Пеленягрэ и Константина Арсенева. "Если люди мне нравятся, - признался Арсенев, - то я почти ничего не беру. Увы, чем сильнее у тебя желание написать кому-то текст, тем меньше денег ты на этом заработаешь".

"Заклепанный" эфир

ИТАК, хит у вас в кармане. Но не торопитесь радоваться. Чтобы донести его до масс, нужны эфиры на радио и телевидении. Радиостанции, как правило, денег за это почти не берут. А вот телевидение нужно заинтересовать если не навороченным клипом, то хотя бы платой за эфир. Снять приличный ролик, такой, как у Алсу "Зимний сон" (режиссер Юрий Грымов), можно, вроде бы, за 40 тыс. долл. Можно чуть дешевле, как ролик Дмитрия Маликова на песню "Апрель", - за 30 тысяч. Но если денег совсем мало, как это было в начале карьеры у Шуры, можно и за 5 тысяч. Его незатейливый клипец "Отшумели летние дожди" обошелся как раз в такую сумму. Примерно столько же стоил клип Децла "Кто ты?", снятый даже не "Бетакамом", а обычной камерой VHS. Приличной картинки удалось добиться с помощью компьютера. Другой ролик Децла "Вечеринка" стоил уже дороже - 6 500 долл. Вообще сегодня бюджеты клипов, даже у модной Земфиры, укладываются в суммы от 5 до 15 тыс. долл. Филипп Янковский ролик "Искала" снял за 10 тысяч. "Главное, - как утверждают организаторы гастролей, - дать понять заказчику и публике, что группа жива". Хотя есть достаточно платежеспособная категория артистов, например, восходящая Жасмин. На съемки ее последнего клипа (режиссер О. Гусев), проходившие в Финляндии с вертолетами, самолетами и кучей каскадеров, не могло быть затрачено меньше 100 тыс. долл. Кстати, дорогой и красивый ролик охотнее берут в ротацию телеканалы. Но все равно приходится платить и здесь.

Летом на телевидении "мертвый сезон", поэтому действуют скидки. И они бывают весьма существенными. Один раз "проэфириться" на "Диск-канале" (ТВ-6) летом можно от 300 до 900 долл., с осени расценки поднимаются и колеблются уже от 1000 до 1500 долл. Если "Диск-канал" вам не по карману, можно разместить ролик за 500 долл. в передаче этого же телеканала "Радио-хит". На канале "Муз ТВ", по сравнению с ТВ-6, просто смехотворная плата за эфир - всего 40 баксов (но оптом). Один эфир в "Песне года" (ОРТ) тянет на 3 тысячи "зелени", в рейтинговой "Доброе утро, страна" - "двушка", гораздо дешевле в "Горячей десятке" - всего "штука". Говорят, чтобы просто "засветиться" (принять участие) в "Угадайке" на ОРТ, артисты платят до 5 тысяч. Но ничего не поделаешь, это одна из самых рейтинговых передач. Для сравнения, на столичном канале "М1" за размещение клипов в "межпрограммке" берут всего лишь от 20 до 100 баксов.

Гонорары

ЭТО лишь малая толика того, за что артистам приходится платить. Добавьте сюда расходы на костюмы, постановку шоу (у кого оно есть), оплату танцоров, музыкантов, костюмеров, гримеров, директоров, тур-менеджеров, водителей. В общем, список "паразитирующих" на артистическом таланте людей достаточно большой, но без них звезда не звезда.

И за все это приходится платить из концертных гонораров. Поэтому зачастую сами артисты (а тем более молодые, находящиеся под опекой продюсеров), получают не так много. Например, "заказать" концерт женского квартета "Блестящие" стоит 3 тыс. долл. Дома, в Москве, чуть дешевле - 2-2,5 тысячи. Сами участницы получают, соответственно, по 100 долл., если концерт в Москве, и по 150 долл. на выезде. Обычно восходящим звездам продюсеры платят по 10% от общего гонорара за выступление. Эстрадные мэтры же забирают себе от 60 до 70%. Все зависит от именитости и степени наглости.

Безусловно, самые астрономические цены в несколько десятков тысяч долларов на выступления трех основных российских звезд: Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова и Валерия Леонтьева. Далее по убывающей: Алсу, "Мумий Тролль", Земфира, "Руки вверх", Лариса Долина, Дмитрий Маликов, "Машина времени", "Отпетые мошенники", Шура, Лев Лещенко, "Ва-банкъ", диджеи Грув и Фонарь Алексей Глызин, Вадим Казаченко.

Цены на них опять же варьируются в зависимости от того, кто и куда ангажирует артиста. Особенно поп-деятели любят ездить на праздники нефтяных компаний. Нефтяники платят много и не скупятся на подарки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно