78

Ядерной катастрофы не будет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 23/08/2000

КОРРЕСПОНДЕНТ "АиФ", бывший подводник, капитан второго ранга запаса Андрей БУЛАТОВ передает с места трагедии, происшедшей с подводной лодкой "Курск".

ПО МНЕНИЮ специалистов, те немногие, кто находился в кормовых отсеках "Курска", могли оставаться в живых около трех суток не только за счет наличия воздуха, но и остаточного тепла, выделяемого заглушенным реактором.

Что касается самих ядерных реакторов, то, судя по всему, они в настоящий момент абсолютно безопасны и вряд ли могут стать причиной экологической катастрофы.

Некоторую опасность может представлять "активная" вода из первого и второго контуров, но если даже произойдет ее разовый выброс в результате разгерметизации соединительных трубок, она очень быстро растворится в огромной, по сравнению с ее объемом, массе морской воды до безопасной концентрации. Это, как считают специалисты, может быть максимальным вредом при гипотетическом повреждении реактора, в том числе в результате предполагаемого подъема лодки.

Даже если "Курск" разломится надвое, вероятность серьезного повреждения реактора ничтожно мала. Он наглухо и очень крепко герметизируется на специальном заводе, где осуществляется "дозаправка" радиоактивными элементами, отличается высочайшей прочностью, способен выдерживать очень высокие температуру и давление и находится в специальном отсеке подлодки, в так называемой "необитаемой выгородке". Собственно же уран в виде стержней, которые специалисты называют тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ), внутри реактора находится еще и в очень прочных специальных контейнерах. То есть если даже при и без того маловероятном разрушении реактора что-то и попадет в море, то не уран, а лишь эти герметичные контейнеры, которые к тому же вскоре погрузятся в ил.

Станет ли "Курск" подводным Чернобылем?

КОГДА стало ясно, что спасать уже некого, обозначилась другая проблема, связанная с состоянием двух ядерных реакторов затонувшей атомной подводной лодки. Есть ли на месте катастрофы повышенный уровень радиации? Надежно ли заглушена ядерная энергетическая установка? Не станет ли "Курск" новым подводным Чернобылем? Вот мнения двух специалистов.

ГЕРОЙ Советского Союза, вице-адмирал Евгений ЧЕРНОВ более 30 лет эксплуатировал ядерные реакторы атомных подводных ракетоносцев.

- Как в аварийной ситуации глушатся ядерные реакторы на атомоходах?

- В чрезвычайной обстановке, когда изменились заданные параметры в подводной лодке, на "Курске" автоматически сработала аварийная защита. Все органы защиты реактора пошли, как говорят подводники, на нижние концевики. Это и компенсирующие решетки, и стержни автоматического регулирования, и стержни аварийной защиты... Таким образом реакция деления в реакторе была прекращена. Вслед за тем включилась автоматическая система безбатарейного расхолаживания.

- Для чего она нужна?

- Эта система предназначена для того, чтобы снять остаточное тепловыделение с активной зоны реактора и предотвратить разрушение тепловыделяющих элементов. Я уверен, что на "Курске" реактор расхоложен полностью и никакой опасности не представляет.

- Это сейчас. А если лодку станут поднимать и она разломится на части?

- Если говорить об опасности подъема, то я надеюсь, что план его будет разрабатывать серьезное конструкторское бюро. Надо сделать так, чтобы в результате подъема лодка не переломилась.

- Но ведь в мире пока есть только один пример такого рода операции. Так, американцы в 1974 году пытались поднять нашу лодку ПЛ-574, затонувшую в 1968 году в северо-западной части Тихого океана. Для этого они построили уникальное судно "Гломар Эксплорер", задействовали более 4 тысяч моряков, потратили на все около 350 миллионов долларов, и в результате все окончилось неудачей. Лодка разломилась, и корма вместе с рубкой и ракетным отсеком снова ушла на дно. Почему у них не получилось?

- Значит, плохо считали, не все учли. Но самое главное, им помешала глубина в 6 тысяч метров. Сегодня лодка лежит на стометровой глубине, и поднять ее намного проще.

- Говорят, операция по подъему "Курска" будет стоить почти полмиллиарда долларов. Не лучше ли с помощью водолазов вытащить погибших подводников и самое ценное и секретное оборудование, а саму лодку оставить на дне? Есть же пример затонувшей подводной лодки "Комсомолец", парома "Эстония", наконец, знаменитого "Титаника"...

- Вариант с подводным саркофагом считаю нерациональным. Я за подъем "Курска".

Другая точка зрения у действующего подводника, которому мы позвонили в Видяево. По понятным причинам он просил не называть в газете фамилию.

- Каков сейчас радиационный фон на месте катастрофы "Курска"?

- И по нашим, и по норвежским замерам он пока не выходит за пределы нормы. Поэтому я считаю, не надо спешить с подъемом "Курска". Осенью и зимой у нас здесь начнет крепко штормить. В таких условиях поднимать огромную по размерам подводную лодку - значит идти на необоснованный риск.

- Не разъест ли со временем морская вода стенки реактора?

- Конечно, опасность коррозии существует, но она будет реально угрожать в очень дальней перспективе. А пока лучше не рисковать. Стоят же у нас на Севере у причалов десятки атомных подводных лодок с неразгруженными реакторами. Многие из них уже лет двадцать как выведены из боевого состава флота.

- Так что ж в этом хорошего? Почему их не утилизировали?

- Денег нет. Не думаю, что в нашей тощей казне они найдутся и на подъем "Курска".

Чья карьера под вопросом?

ПРЕЗИДЕНТ Путин на унтер-офицерскую вдову не похож и сам себя пороть не станет. Но в глазах избирателей он много потерял. В армии и особенно на флоте уже засомневались: а есть ли у них Верховный главнокомандующий?

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР Илья Клебанов - ответственный в правительстве за оборонку и соловей российского ВПК. В Москве и Сочи привычно пел перед телекамерами, что российская спасательная техника - лучшая в мире. Однако моряков на "Курске" она не спасла. Как председатель правительственной комиссии по расследованию причин аварии Клебанов проявил "чудеса" оперативности. Первое ее заседание он провел лишь на шестой день после катастрофы атомной подводной лодки.

Министр обороны маршал Игорь Сергеев по должности отвечает за все, что происходит в армии и на флоте. Но самого старого военачальника Вооруженных сил уже, видимо, больше волнует урожай на собственной даче, чем трагедия с атомным ракетоносцем. В Североморске его так и не дождались.

Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Недавно блестяще защитил кандидатскую диссертацию, зато с треском провалил экзамен на звание военачальника. Во время трагедии с "Курском" никак не проявил себя, 6 дней прятался в московском кабинете.

Пресс-секретарь главкома ВМФ капитан 2-го ранга Игорь Дыгало в глазах общественности стал символом вранья военно-морского начальства. Потому что в наше время давать правду с опозданием в сутки-двое - значит скрывать истину. И именно он вполне может стать козлом отпущения. Вспомним пресс-секретаря директора ФСБ генерала Михайлова, снятого с должности после провала операции в Первомайском.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы