Примерное время чтения: 5 минут
356

Денис Мацуев и его команда

КОГДА известный пианист Денис МАЦУЕВ приезжает в США, местные газеты пишут о нем так: "К нам приехал сибирский русский музыкант". Мацуеву такое определение очень нравится. Ему всего 28 лет. А его выступления в крупнейших залах мира расписаны уже до 2007 года.

"Ненавижу гаммы!"

- ГДЕ вам больше нравится выступать - на родине или за границей?

- Если ты выбрал профессию концертирующего музыканта, для тебя не важно, где играть - в Карнеги-холл в Нью-Йорке или в сельском клубе. Конечно, дома выступать гораздо ответственнее. Русская публика - самая сложная в мире. Если тебя приняли российские слушатели, уже ничего не страшно, можешь играть везде.

- Обычно музыканты говорят, что русская публика - самая благодарная.

- Да, если тебя приняли, то будут носить на руках. А за границей мне многое непонятно. Когда в первый раз приехал в Америку, после моего выступления все в зале встали и долго кричали "Браво!". Я пришел в номер гостиницы и не мог заснуть от мысли: "Боже мой, какой успех!" А потом попал на концерт абсолютно посредственного скрипача, и американцы также встали и тоже кричали "Браво!". (Смеется.)

- Сколько часов в день вы играете?

- Сейчас очень мало. Потому что: а) я все время в самолете, б) я вообще никогда много не занимался. Ни-ког-да! Может, у меня шило в одном месте. (Хохочет.) Это идиотизм, когда люди играют по 10 часов. После 3 часов игры на рояле мозги выключаются, музицируешь уже чисто технически, толку от этого нет. Я и гаммы никогда не играл. Плевал на это дело и уходил гулять. Неправда, что без гамм невозможно научиться играть на рояле.

- Известный пианист Николай Петров сказал, что сейчас молодых ребят учат лихо играть на рояле. Мол, когда выступают Мацуев, Руденко, на глаза не наворачиваются слезы.

- Я глубоко уважаю Николая Арнольдовича, но не совсем согласен с тем, что Петров говорит о новом поколении. Когда он сам был молодым, его также критиковали за виртуозность, амузыкальность, непроникновенность.

Да, сегодня тенденция к техничности есть. Все хотят выбиться на сцену за счет конкурсов, где нужно играть быстро, чисто, иметь спортивную выносливость. Это, конечно, не очень хорошо. Но я не считаю, что в молодом поколении все уж такие механистичные виртуозы. Не все так плохо. Я устраиваю уже второй за последнее время фестиваль. Первый - "Звезды на Байкале" - был в Иркутске. В нем участвовали мэтры: Спиваков, Образцова, Федотов, Бэлза, Горенштейн, Гаранян. Второй фестиваль будет называться "Крещендо" - музыкальный знак нарастания. Он пройдет в Москве с 10 по 16 февраля. Я собрал команду музыкантов в возрасте до 30 лет. Приедут знаменитый виолончелист Борислав Струлев из Америки, первый гобой мира Огринчук и многие другие. Планируем сделать гала-концерт, шоу. На одном из концертов фестиваля в Зале им. Чайковского все будут играть несерьезные произведения, устроим эдакий джем-сейшн. Принимают участие БСО с маэстро Федосеевым, биг-бенд Гараняна, Пермский балет. Мы ничего не хотим никому доказывать, просто покажем, что русская исполнительская школа не умерла. И мы можем играть не только виртуозно, но и с душой.

"Это было бездарно"

- ОДИН известный музыкант сказал: "К сожалению, у современных деятелей культуры, которым с юности сопутствовал успех, атрофируется понятие "самокритика".

- Я прихожу домой после концертов, заваленный цветами и сыгравший 20 бисов. И каждый раз мама и папа вызывают меня "на ковер", и... начинается самое страшное: "Это было бездарно, ужасно". Меня смешивают с чем только можно. Папа - потрясающий музыкант, композитор и пианист. Мама - тоже пианистка, преподает. Я был обречен на музыкальную карьеру. Сегодня папа по-прежнему пишет музыку, мама занимается со студентами, они не могут сидеть без дела. Но в основном родители занимаются мною, ездят со мной на гастроли. Эдакая Мацуев-команда. (Смеется.) Я понимаю, что в словах родителей есть некоторое преувеличение. Но такой холодный душ просто необходим. Думаю, нарциссизм мне не грозит. Ненавижу все свои записи. Только за один концерт в этом сезоне мне не стыдно. В Зале им. Чайковского за один вечер играл три концерта Чайковского. Никто до этого такого еще не делал. Но я выдержал!

- Вас раздражает, когда во время вашей игры раздаются звонки мобильных телефонов?

- Мобильники - действительно бич, и не только у нас, но и в Америке, в Японии. Был случай, когда я играл в одном из российских городов. У кого-то постоянно звонил телефон, я не понимал, почему человек не может его выключить. Когда раздался очередной звонок, я резко перешел с Бетховена на ту "мобильную" мелодию и начал импровизировать. Это было преступление по отношению к Бетховену. Но публике моя импровизация понравилась!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно