Примерное время чтения: 6 минут
165

Оранжевая любовь или голубая война?

КОГДА президент Ющенко шел по красной дорожке московского правительственного аэропорта "Внуково-2", информагентства разносили новость: рулить украинской экономикой и отвечать за "вечное стратегическое партнерство" при Ющенко, скорее всего, будет небезызвестная "газовая принцесса" Ю. Тимошенко. Момент для объявления такой кандидатуры на премьерский пост оказался подчеркнуто символичным.

ПО МНЕНИЮ директора киевского Института глобальных стратегий В. Карасева, медовый месяц в отношениях России и Украины закончен: "Новая украинская власть рассматривает Россию лишь с точки зрения державной выгоды. Раньше отношения строились на общих "ментальных кодах" элит, структурном подобии режимов, ностальгии по СССР. Ничего подобного больше не будет.

Той же точки зрения придерживается и директор московского Центра политических технологий И. Бунин: "В формуле наших отношений главными станут два параметра: НАТО и Евросоюз. На слом пойдут все проекты, которые вступят в противоречие с новым курсом Украины".

Вот и В. Ющенко уже недвусмысленно дал понять, что идеи Единого экономического пространства (ЕЭП), над созданием которого трудились Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия, нуждаются в корректировке. Министр промышленности и энергетики В. Христенко, который с российской стороны отвечал за создание ЕЭП, полон оптимизма: "Это абсолютно конкурентоспособный проект, - заявил он "АиФ", - который может быть продолжен (и без полноценного участия Украины. - Ред.). Что касается Украины, то динамика торгово-экономических отношений была впечатляющей, а товарооборот достиг 16 млрд. долл. Этого не могут не учитывать наши украинские партнеры".

Плохо скроен...

НО УКРАИНЦЫ, похоже, польстились на более румяный калач. "Власть ставит задачу повысить уровень жизни граждан, - говорит директор украинского Европейского института интеграции и развития Д. Выдрин, - и вправе выбирать партнеров, которые могут обеспечить быстрый рост. Когда, например, Венгрия стала членом ЕС, уровень жизни там вырос в 4 раза".

Пока на Украине надеются на солидные барыши, в российских властных кабинетах "инвентаризуют" убытки. Вспоминают, например, о миллиарде долларов в год, от которого отказалась Россия, когда в пользу Украины изменилась схема уплаты налога на добавленную стоимость на энергоресурсы. Назад уже "не отыграть". А вот Украина может устроить ревизию договору о совместном использовании Керченского пролива.

Нет уверенности и в будущем других совместных проектов. По разные стороны российско-украинской границы работает более 2 тыс. предприятий, "повязанных" друг с другом производственными цепочками. Самое тонкое звено - военно-промышленный комплекс.

После развала Союза на Украине осталось производство основы советского ядерного щита - межконтинентальной баллистической ракеты РС-20. Разработка ракет, которые приходят на смену легендарной "Сатане", и их выпуск силами только своих предприятий стоили России "большой крови".

Между тем вступать в НАТО украинские власти планировали и раньше. Программа реорганизации вооруженных сил под натовский стандарт рассчитана до 2015 года. В 2017 году истекает и срок аренды Севастопольской бухты. Однако теперь, как опасаются некоторые эксперты, вступление Украины в Атлантический альянс может быть форсировано, договор о базировании флота расторгнут раньше времени, а сотрудничество в военной и военно-промышленной сфере будет полностью свернуто уже в ближайшие годы. На Украине при этом по-прежнему производятся комплектующие для многих российских видов военной техники, аналогов которым не выпускают российские предприятия.

Крепко сшит?

ВПРОЧЕМ, "то, что из отношений двух стран уйдет "застольный" формат дружеского бартера, - говорит Д. Выдрин, - хорошо для всех. В бартере невозможно просчитать адекватность обмена. Теперь же контакты станут рядовыми, межгосударственными отношениями". В таких отношениях разрыв налаженных связей - палка о двух концах.

По некоторым данным, Украина экспортирует оружие на 600 млн. долл. в год. И точно так же не может обойтись без поставок комплектующих, которые производятся только в России. В российском Минобороны ходит байка: Украина заключила контракт на поставку танков в Пакистан, но двигатели и стволы орудий якобы "по-тихому" пришлось за взятки заказывать на российских заводах.

По словам президента российского Института национальной стратегии С. Белковского, проект, обещанный Украине Западом, без сомнений, привлекателен: "Вы будете работать, как раньше, то есть плохо, а жить, как в Европе, то есть хорошо. Вне зависимости от реалистичности этих обещаний это очень заманчиво. Однако большинство украинских предприятий неспособно поддерживать работоспособность вне кооперации с российскими и без российских рынков сбыта. Экономическое сотрудничество с Россией продолжится".

По мнению гендиректора киевского Центра политических исследований и конфликтологии М. Погребинского, от украинских властей в ближайшее время можно ожидать даже новых взаимовыгодных инициатив: "Это могут быть проекты выхода на рынок электроэнергии Европы или более значительное продвижение в авиастроении". Кстати, глава РАО ЕЭС А. Чубайс, будучи давним другом В. Ющенко, в последнее время зачастил в Киев.

Крепости нашим объятиям с Украиной добавляют нефтяная и газовая трубы. С одной стороны, это держит "на привязи" Россию. С другой стороны, в основном только на трубе зиждется транзитный статус Украины, позволяя ей зарабатывать миллиарды долларов. Да и альтернативных поставщиков дешевого углеводородного сырья у Украины тоже нет.

У новой украинской власти слишком мало оснований сворачивать сотрудничество с Россией. По слухам, там, наоборот, опасаются, что такой "сигнал" придет из Кремля. "Россия может начать игру по принципу "разделяй и властвуй", - говорит гендиректор российского Института прикладной политики О. Крыштановская. - Может заигрывать с местной элитой и использовать уже существующие в украинском обществе противоречия". Другими словами, "взять под опеку" политические силы на Восточной Украине и в Крыму.

Есть возможности и для экономического давления. В ближайшие несколько лет объем голубого топлива, нефти, поставляемых на Украину и проходящих через нее, может снизиться вдвое, а цена на сырье, наоборот, вырасти. Если украинские товаропроизводители начнут терять выход на российский рынок, это тоже моментально отразится на бюджете страны. Потери будут чувствительными.

"Накануне визита Ющенко в Москве побывал Янукович, - утверждает, несмотря на опровержения Кремля, С. Белковский. - И его приняли в Ново-Огареве. Янукович убеждал, что России нужно заблокировать режим Ющенко, отказаться от всех выданных Украине преференций и обещаний. Это сильно повлияет на ее экономику, повлечет недовольство граждан новой властью и позволит партии Януковича победить на парламентских выборах 2006 года. Но я не думаю, что эта линия будет взята на вооружение в Кремле".

Москва, похоже, решила занять выжидательно-настороженную позицию. В Кремле будут внимательно следить, сделает ли Ющенко обещанные реверансы в сторону Восточной Украины и русскоязычного населения. По данным переписи 2001 года, это почти 20% населения страны (более 8 млн. человек). А также как новые власти поведут себя по отношению к бизнес-интересам российских компаний.

Главный вопрос - сможет ли российская власть подойти к отношениям с Украиной настолько же прагматично? По мнению Белковского, "психологически украинская элита пока по-прежнему готова только к восприятию внешних стратегий развития, и если ее не предложит Россия, то на Украине будет осуществлена стратегия европейская, американская или какая-то еще..." Места серьезным российско-украинским отношениям в такой стратегии точно не будет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно