Примерное время чтения: 4 минуты
75

Можно ли украсть имя?

В СТОЛИЦЕ появился и в настоящий момент процветает новый вид бизнеса: кража чужого имени. Чем известнее, тем лучше. Речь идет о фирменных наименованиях различных магазинов, товаров и т. д. Делается это тихо, можно сказать, интеллигентно. По некоторым подсчетам, крадущий, в зависимости от "раскрученности" объекта, может потом заработать от 50 до 500 тыс. долл. За такие деньги стоит постараться...

Так сегодня вовсю идет тяжба магазина "1000 мелочей", что на Ленинском проспекте, с неким питерским ЗАО "Лаверна". Питерской "Лаверне" вдруг очень понравилось лаконичное и емкое название "1000 мелочей", и, решив, что эта известная торговая марка может "пригодиться в хозяйстве", фирма (кстати, недавний партнер магазина) тихо зарегистрировала ее на себя.

- Мы узнали об этом, можно сказать, случайно, - говорит директор "1000 мелочей" Зинаида Данилкина. - Подали документы на регистрацию своего фирменного знака, а нам отказали. На том основании, что наше фирменное наименование уже зарегистрировано. Когда? Кем? Вот так все и началось...

И продолжается уже почти пять лет. "Лаверна" говорит, что название "1000 мелочей" никто не знает и торговой организации с таким названием не существует. Магазин-призрак какой-то получается. И мы с вами, значит, никогда на Ленинском проспекте в этом магазине ничего не покупали. А между тем 170 человек работают в нем, стараясь сохранять недорогой ассортимент - замочно-скобяные изделия, карнизы, электротовары, бытовую химию, посуду и еще много чего. За импортным дорогим ассортиментом не гонятся: 52% товаров - российских производителей. Прибыльны. Вот в этом, наверное, и дело...

Ситуация с магазином "1000 мелочей" не единственная в нашей столице. Рассматривался иск тоже известной еще с советских времен туристической компании "Спутник", занимавшейся в основном международным молодежным туризмом. Этим, как сейчас говорят, "раскрученным" именем решила воспользоваться вновь созданная туристическая бизнес-компания и тоже зарегистрировала известную марку на себя. Или некий московский кооператив взял да и присвоил себе "простенькое" название - "Кодак". Коллизия между известной американской фирмой "Истмэн Кодак К " и новоявленным "сыном лейтенанта Шмидта" закончилась тем, что недобросовестный конкурент в результате переговоров вынужден был переименовать свой кооператив...

Смелость "охотников за именами" не знает границ. В Государственный антимонопольный комитет некоторое время назад обратилась фирма "Булгартабак холдинг" - нынешний правопреемник фирмы "Булгартабак". Оказалось, что в Москве на имя швейцарской фирмы "Селектинвест" были зарегистрированы "обозначения": "Вега", "Оpаl", "Слънце", "Stewardess". Ничего не напоминает? Курильщики со стажем хорошо помнят не только названия, но и запах этих болгарских сигарет, популярных в застойные времена и в перестройку. Фирма не только присвоила себе эти громкие названия, но и предложила болгарской стороне... уступить эти товарные знаки за соответствующую сумму.

Недобросовестная конкуренция в связи с использованием товарных знаков - проблема актуальная сегодня чрезвычайно. Все московские суды (так как именно в столице находится много фирм с громкими именами) завалены делами этой категории. За последние годы, только по приблизительным оценкам, суды общей юрисдикции рассмотрели около 1000 подобных дел, а арбитражные - около 200. Как сообщила нам патентный поверенный Независимого патентного агентства Елена Сулимова, пока УК РФ предусматривает для незаконно использовавшего товарный знак лишь штрафные санкции - от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда (16,7 - 33,4 тыс. руб.) - или наказание осужденного обязательными или исправительными работами. Но законодательство в этой области совершенствуется. Как говорят юристы, скоро его максимально приблизят к западным нормам. Что недобросовестным конкурентам, "сыновьям лейтенанта Шмидта", может "светить" в недалеком будущем? Самые жесткие меры: конфискация товаров и их уничтожение, уничтожение материалов и оборудования, на котором эти товары произведены, и даже тюремное заключение. Именно в "местах не столь отдаленных" можно будет поискать ответ на отнюдь не поэтический сегодня вопрос: "Что в имени тебе моем?.."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно