Примерное время чтения: 5 минут
115

Ужин в шапке Мономаха

ХОТИТЕ поужинать в шапке Мономаха, сидя на троне со скипетром и державой в руках, на столовом золоте русских царей, в окружении собственных льстецов и царедворцев? Хлебнуть водки из какого-нибудь кубка работы Фаберже? Закусить икрой красной-черной и, если пожелаете, заморской баклажанной? И чтобы кругом каменные своды. Хотите? Нет проблем. Можно в Крестовой палате Патриаршего двора. А можно - в самой Оружейной палате. А там капелла "Московский Кремль" как грянет... Эх, танцуют все! Расчет по прейскуранту.

Чикаго в Кремле

ВЫ ДУМАЕТЕ, это бред? Ничего подобного. Это описание VIP-программы "Один день в Московском Кремле". Ну, может быть, с небольшими преувеличениями. Программа включает в себя на выбор кофе-брейк, фуршет или ужин при свечах непосредственно среди культурных и исторических ценностей конца V - начала ХХ веков. Организатор - музей-заповедник Московский Кремль. Все удовольствие стоит до 1000 долларов.

Раз в месяц там же, в царских покоях, заседал клуб "Ротари Москва-Кремль". Клуб закрытый. Входит в международную (созданную, между прочим, в Чикаго) организацию "Ротари Интернэшнл". Члены клуба - крупные бизнесмены, банкиры и члены правительства Москвы. Рассказал нам обо всем этом аудитор Счетной палаты Петр Черноморд.

Согласно его проверкам, экспонаты одалживал не один Кремль. Более тысячи произведений искусства из Эрмитажа сейчас находится "во временном пользовании". Три гобелена, например, украшают холл дома приемов администрации Санкт-Петербурга. Два канделябра освещают будни Союза художников. Недавно хватились, стали проверять. Оказалось, что один канделябр - действительно тот самый, на 12 свечей, отлитый и позолоченный в 1810 году на бронзолитейном предприятии французского мастера Томира. Второй - тоже на 12 свечей, но отлитый в наше время неизвестным умельцем из неизвестного сплава. Где же тот второй, родной, томировский? Кто его знает?.. Всякое может случиться с вещами во временном пользовании. Табакерку вернули с треснувшей стенкой. Бронзовую люстру - с царапинами и трещинами. Спасибо, что вернули.

Ревизоры Счетной палаты прошлись по запасникам Государственного Эрмитажа. Из длиннющего перечня экспонатов наугад выбрали 50. Попросили показать. 47 в наличии не оказалось. Пропали бронзовая статуэтка "Меркурий" и мраморный бюст Венеры, гравюры "Мадонна с младенцем" и "Мадонна в кресле", акварели. И дальше сухо по описи: 3 предмета из отдела античного мира, 20 - из отдела Востока.

За шедевры в музее отвечают хранители. Они следят за тем, чтобы предметы вовремя отправлялись на реставрацию, берегут их от повреждений и предлагают на экспозиции. В Эрмитаже сейчас больше 221 тыс. экспонатов числится за хранителями, которые давно ушли из музея. А большинство - уже из жизни.

Там же, в запасниках, - длинные рулоны с бирками "1947". Знаете, что это? Перемещенные ценности. Сотни тысяч полотен и многое другое - вывезли после войны из покоренной Европы. За все это время никто их ни разу не развернул. И ни разу не увидел.

Искусство на экспорт

В ПОСЛЕДНИЕ два года Эрмитаж провел около сотни международных выставок. Миллион австрийцев, голландцев, французов, японцев, жителей Соединенного Королевства и Соединенных Штатов заплатили гульдены, иены и доллары за то, чтобы увидеть уникальное достояние России. То, чего нигде, кроме России, нет. И Россия за это не получила практически ни гроша.

Из почти сотни выставок плата России за предоставление картин была предусмотрена только на восемнадцати. А заплатили нам полностью вообще единицы.

Мы показали миру достояние почти в полтора миллиарда долларов. Ради одного удовольствия себя показать!

Проверяющие из Счетной палаты в это слабо верят. Особенно их настораживает то, что выставки беспрестанно продлевались. Раз выставки задерживают, значит, интерес к ним, в том числе и коммерческий, существует? Скажем, экспозиция "200 лет живописи при шахских дворах" открылась 23 октября 1998 года в Нью-Йорке и должна была вернуться в Питер 24 января 1999 года. Потом срок продлили до 5 февраля. Но наступило 6 февраля, а за ним 7 и 8, а потом 8 Марта, День Победы, День независимости. Выставка вернулась домой 17 октября, причем не из Штатов, а из Лондона. Вместо трех месяцев она продлилась больше года.

Счетная палата не имеет права никого обвинять. Она может только подсчитывать государственные убытки. Три месяца картины Кандинского украшали собой Городской музей Гааги (Нидерланды). За так. А могли бы принести России 160 тысяч долларов.

Всего, по расчетам Счетной палаты, можно было получить 2,4 млн. долларов. Если бы во всех соглашениях предусматривалась компенсация России за предоставление картин. И еще почти миллион долларов можно было заработать, если иностранные партнеры платили хотя бы по тем соглашениям, где такая компенсация предусматривалась.

Но и это еще не все. Домой некоторые полотна возвращались с повреждениями.

Инкрустированный столик "Флора Лотарингии" (в миллион долларов) вернулся из Франции со вздутиями - не выдержал перепадов температуры. "Ничего, - сказали проверяющим в Эрмитаже. - У нас подсохнет". Ущерб 12,5 тыс. долл. В Риме какой-то маньяк что-то нацарапал шариковой ручкой на картине Матисса. Ущерб 304 тыс. долл.

Возмещение всего этого в принципе предусмотрено страховкой. Страховку брали на себя иностранные партнеры. Но в связи с тем, что документы были оформлены неправильно и вообще хватились только после возвращения картин в Эрмитаж, никто нам ничего не заплатил. Реставрировать пришлось за свой счет.

В 1764 г. Эрмитаж начался с 225 произведений фламандской живописи, приобретенных Екатериной II. Сейчас в коллекции 2 млн. 893 тыс. 292 музейных предмета. Может быть, поэтому ничего не жалко?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно