Примерное время чтения: 8 минут
161

К чему привела реформа?

Целое десятилетие мы живем в обстановке резких перемен. То, что казалось невозможным, - и доброе, и дурное - сбылось. У каждого на это своя оценка. Одни люди счастливы от свободы, возможности для самореализации, другие испытали много горя, которое принесли перемены.

Виктор Розов, драматург:

"Я страдаю за всех"

НИКАК не налаживается жизнь у нас в стране после контрреволюции 1991 года, происходит какая-то непонятная путаница событий - рывки, порывы, ошеломляющие действия вроде приватизации, ваучера, шоковой терапии, которая подразумевает мгновенную боль, а потом выздоровление, но выздоровления нет, а боль продолжается. Видимо, шоковая терапия не удалась. Если подождать, пока все, кто жил при социализме, вымрут, то, естественно, возникнет новое общество,

но какое? Сказать трудно...

Я родился и долгое время жил в Костроме. Очевидно, мне повезло: у нас была прекрасная компания, до двадцати лет никто из нас не пробовал водки, не курил. Все было целомудренно и весело, хотя все мы жили бедно. Вокруг были хорошие люди, часто я шел на свою фабрику в ночную смену и не боялся, что кто-то обидит, я боялся только собак. И приходил домой всегда в хорошем настроении. Понимаю, что моя судьба нетипична, бывало, я очень много зарабатывал,

но никогда ничего мы не копили, поэтому ни в одну реформу ничего и не теряли. Да и что, собственно, человеку надо? А когда начинали жизнь с женой-актрисой - были бедные, чуть не голодали.

Сейчас так много пишут скверного о прошлом. Пишут порой справедливо. Я бы тоже мог многое поведать - скажем, о перипетиях с моими пьесами. Да, тогда было немало ужасного. Высылки людей, психушки, которые были в прошлом, - кто же это может одобрить? А сейчас? Сейчас

есть явления даже более страшные. Два миллиона беспризорных детей! Столько их было после гражданской войны! А преступность какая? Люди боятся на улицу выйти вечерами.

Россия всегда держалась на семье. Сейчас же иметь детей дорого - лечение дорогое, детский сад дорогой. При социализме детская одежда стоила совсем дешево, а сейчас детские ботинки стоят столько, сколько модные женские туфли. А игрушки? Это же неслыханные цены!

Горбачев, великое ему спасибо,

дал стране самое необходимое в ту пору - свободу, плюрализм мнений. Но что сейчас? Нет психушек и тюрем для политзаключенных, но люди-то как живут! Что делается в армии! Я страдаю за всех невинно убиенных, скитающихся, живущих в чужих республиках в нечеловеческих условиях. Страдаю очень сильно, не ожидал от себя, что окажусь таким патриотом своей многонациональной родины. Считаю, что нужно бить в набат! Но я старый человек, что я могу, кроме того,

чтобы вот дать интервью в газете? На митинг я бы не пошел, мне это кажется наивным. Но когда на демонстрацию выходят шахтеры, которым не платят, я мысленно с ними.

Часто думаю: где те люди, которые могли бы преобразовать нашу страну? Я вижу этих людей по телевидению и на банкетах, на которых изредка бываю, и складывается очень несладкое впечатление. Конечно, плюрализм предполагает разнобой мнений, и этот разнобой существует. Но надо определить приоритетное

направление развития жизни. В каких-то вопросах не может быть никакого либерализма. Общество должно быть готово к восприятию свободы. Иначе свобода - родная сестра распущенности.

А более безнравственное правительство, чем сейчас, трудно себе представить. Государство поощряет воровство, беспринципность, беспризорничество, развращение людей.

Мне буржуазное общество не нравится не потому, что там есть бедные и богатые, так всегда и было. Это глупо, если

академик будет получать столько, сколько дворник дядя Федя. Но попытка во всем подражать развитым капиталистическим странам кажется мне бессмысленной. Если лицо нашей страны станет американским, это будет ужасно. На российской почве американский образ жизни - злодейство, это все равно, как если бы человеку пересадили что-то от собаки.

Николай Петров, пианист:

"Мы получили право выбора"

ВРЕМЯ, когда мы были стадом рабов и за нас решали, где нам можно выступать, а где нет, с кем можно встречаться, а с кем нельзя, когда нам диктовали репертуар и строго нормировали поездки за границу, наконец закончилось. Каждый может заниматься чем угодно, ехать куда угодно - никому до этого теперь дела нет.

Но вписаться в обойму удалось, конечно же, не всем. Это получилось в первую очередь у тех, чья профессия адекватна как в России, так и в других

странах мира. Это музыканты, дирижеры, художники, танцовщики, в меньшей степени писатели и актеры.

Моя жизнь изменилась радикальнейшим образом. Я никогда не жаловался на отсутствие публики на своих концертах. Но таких ломовых аншлагов, как сейчас, не было никогда. Интерес, с которым народ посещает выступления артистов, говорит о возрождении культуры. И происходит это не только в Москве или Петербурге.

Да, сейчас жизнь непростая. Но раньше, когда билет

на концерт стоил тридцать копеек, а то и вовсе был бесплатным, в зале порой сидело человек десять. А сегодня, когда не платят вовремя зарплату, отключают свет, тепло, стоит транспорт, зал бывает полон. Дело все в том, что люди наконец-то получили возможность выбора.

В нашей стране в течение семидесяти лет воспитывалось поколение иждивенцев. У нас каленым железом выжигались инициатива, работоспособность и умение находить верный выход из тяжелой ситуации.

Не было никаких перспектив. Если человек, предположим, получал в месяц сто рублей, то он мог надеяться на повышение зарплаты лет через десять. Да и то рублей на пять. А теперь появилась перспектива. И все зависит в первую очередь от самого человека. Я очень сочувствую тем, кому сегодня нелегко. Но часто мы сами виноваты в своих трудностях.

Вот пример из жизни. Около подъезда сидят женщины и хают Ельцина, "дерьмократов". А ты пойди и с соседским ребенком

посиди. Не каждая ведь семья может пригласить няню из агентства за сумасшедшие деньги. Так ведь никто же не пойдет! Как это так - сразу корона с головы упадет. У нас же синдром "батона колбасы к седьмому ноября" пока непобедим.

Но, слава Богу, стали появляться люди предприимчивые, сметливые, энергичные. Сегодня остро стоит проблема отцов и детей. Родители осуждают детей за то, что они бросают науку и идут в бизнес. А что, лучше плодить еще одну роту голодных физиков, химиков, биологов?

Я убежден, что при всех минусах и при всех издержках, связанных с появлением у нас "новых русских", эти люди нужны России. Они отдают своих детей учиться в Гарвард, Кембридж, Оксфорд. И

скоро это поколение вернется и станет работать во благо страны.

Один известный американский миллиардер как-то сказал: "Я могу дать отчет на каждый заработанный мною цент. Кроме первого миллиона". В Америке период великой депрессии длился целых двадцать восемь лет. А у нас с восемьдесят шестого года прошло всего двенадцать.

Людям свойственно забывать плохое. Они уже забыли о магазинах в девяностом году, когда на прилавках не было почти ничего. Кто

довел страну до этого? Теперь купить можно что угодно и сколько угодно. Да, не каждый пока может себе это позволить. Но ведь есть же очевидный выход из этой ситуации. Надо работать, а не рассуждать о тяготах жизни, сидя на лавочке около дома. Все проблемы можно разрешить только двумя способами - либо использовать вариант 1917 года, либо решить все парламентским способом. Очень важно, чтобы наша законодательная и законотворческая власть работали в

унисон.

О многом говорит и возвращение в страну вчерашних мигрантов. Если у нас все так плохо, как они иногда говорят, то чего же они приезжают? Значит, Россия представляет интерес. Значит, дорогого стоит вечер в Большом театре и Московской консерватории. Важно понять: чтобы наша жизнь и дальше менялась к лучшему, в этом необходимо участвовать каждому.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно