58

А. Бартенев. Плата за удовольствие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 08/04/1998

Андрею БАРТЕНЕВУ 33 года. Родился в Норильске, учился в Краснодаре (где получил красный диплом и распределение в Сочи), а прославился в Москве. На сегодняшний день он самый известный (и у нас, и на Западе) и самый титулованный русский авангардный модельер. И самый странный персонаж московского модного мира - может запросто пройтись по улицам города в пальто из бумаги и с оранжевым жирафом под мышкой или явиться на званый вечер в тюбетейке.

О "ЗВЕЗДАХ", ПОЛИТБЮРО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИИ

СМОТРИШЬ на наших политиков и поражаешься, как все тупо, никакой открытости, никакого творчества. Уже семьдесят лет мы только и видим эти ряды в серых пиджаках! А если они не могут раскрепоститься в одежде, в поведении, значит, они и в своей политической деятельности, в своих законах и постановлениях так же зашорены. Помните, был в прошлой Думе такой Марычев, он приходил в пионерской форме, с накладными резиновыми грудями. Сначала его считали дураком,

а потом привыкли и поняли, что это не только не страшно, но даже необходимо. Это облегчает восприятие.

В Государственной Думе люди бедны эмоционально. А от этой эмоциональной бедности рождается множество проблем. Смотрите, налоговый кодекс написали - я все ждал, что наконец-то что-то изменится, что деньги, которые банки, фирмы тратят на культуру, будут выведены из налогообложения. Нет, ничего подобного не сделали. Поэтому у нас в области культуры

происходит что-то не чаще, чем раз в год. И то нахрапом, как 850летие Москвы - просто вот все отдадим сейчас, блесток накупим по всему миру, настругаем куполочков и все, этим долг перед российской культурой выполним. Нет, культура - это каждосекундная, полноценная жизнь тех, кто этим занимается. А они весь год сидят в нищете, с отключенными телефонами и обращаются ко всяким зарубежным фондам за подаянием.

То, чем я занимаюсь в Москве, доставляет мне огромное удовольствие, но не имеет никакого отношения к российской культуре. Я существую только на уровне журнального персонажа, о котором говорят, а не на уровне активно практикующего художника. Вся моя серьезная работа

не здесь, а в Швейцарии, Франции, Германии, Англии. Там я работаю в арт-школах, там я преподаю, и это уже на протяжении последних четырех лет. А в Москве школы современного искусства, в которых я преподавал, благополучно закрылись. А это значит, что нам придется и завтра, и послезавтра снова и снова догонять Запад.

Не политики, не материя двигает общество к будущему, а только интеллектуальная, творческая элита. Это прекрасно видно на примере Америки

- они не потому хозяева мира, что у них есть "Дженерал электрик", а потому, что весь мир знает Микки-Мауса, Майкла Джексона и даже здесь, в Новосибирске, народ валом идет смотреть "Титаник", несмотря на плохие кинотеатры. Американцы первыми поняли, что миф, идеология правят миром. Та же реклама "Кока-колы", она не говорит, что это вкусный и полезный напиток, она вообще не говорит о его свойствах. Но она показывает Деда Мороза и "Праздник к нам приходит"

- и мы покупаем уже не лимонад, а миф, образ.

Да, это культурная, идеологическая война. И я считаю, что за вот это последнее десятилетие мы проиграли ту войну, о которой кричали семьдесят лет, - проворонили ту самую пресловутую идеологическую диверсию.

А наши артисты - тоже сплошные стереотипы. Когда ходишь по каким-то концертам в Лондоне, поражаешься - откуда же наши такую дремучесть черпают, ведь они все же ездят куда-то, что-то там видят. Но выдают

такую скудость идей, что возникает ощущение, будто они сидят в Турции между этими торговыми рядами. Возьмите лучшее, что есть на нашей эстраде по уровню музыкального и артистического профессионализма, - Филиппа Киркорова. Ну зачем надо было одевать его в эти перья?! Получилась дешевая транскрипция того, что было в фильме "Фаринелликастрат". А я знаю, какой он на самом деле работяга! Мне бы очень хотелось поработать с Зыкиной - сделать из нее такую

царевну-лебедь. С Образцовой хотелось бы поработать, с Вишневской. Но лучше с ее мужем - я вижу его в образе зеленого горошка, он такой эмоциональный, такой свежий, кажется, створки вот-вот раскроются и посыпется горошек. Правда же?

О МОДЕ ХХI ВЕКА

РАЗВИТИЕ моды сегодня - явление очень вялотекущее. Это характерная черта современного комфортного устройства. Поэтому резкие, кардинальные изменения вряд ли произойдут. Новые материалы будут появляться все больше и больше. А вот новые формы - не уверен. Хотя, понятное дело, производители заинтересованы в появлении новых форм и тем более новых материалов, чтобы заставить человека сменить полностью гардероб. Это их главная задача в условиях сегодняшней

перенасыщенности рынка.

Мне кажется, что создание новых натуральных материалов шагнет очень далеко. Например, переработка не только льна, но и вообще любой травы, любого пуха, даже тополиного, вполне реальна. Если фабрики, которые занимаются производством супердорогих натуральных материалов, обратятся к этому сырью, нас ждут просто непредсказуемые изменения в моде. Появятся костюмы из земли, костюмы из песка, костюмы-аквариумы.

Сейчас очень сильно

влияние Китая - моден тоталитарный стиль времен Мао Цзэдуна, такой якобы военный, внешне вроде очень простые формы, но невероятного качества материал, тончайшей обработки хлопок, шерсть. Вы надеваете такую вещь на себя - и полное ощущение, что вас погрузили в оболочку яичного белка: мягкость, облегание, комфорт. Я прошлым летом видел голографическое телевидение. Как только оно вытеснит сегодняшнее телевидение, произойдет невероятная эмоциональная

революция, она перевернет все. Это будет новое, шарообразное сознание, когда предметы воспринимаются со всех точек сразу. Может быть, мы будем ходить в голографической одежде - когда материал состоит из множества микроэкранов. И на вас одежда в виде экрана, а он транслирует некую форму, которую вы можете задавать. Надеваете маечку, а на маечке - голографическое изображение накачанного тела, и вы уже выглядите, как культурист. Или головной убор, который

превращает затылок в лицо, например, Мэрилин Монро. Идете вы по улице, кому-то понравились, он оглянулся, а с вашего затылка ему улыбается "живая" Монро. Или звуковые костюмы, которые могут звучать от движения, походки, от эмоционального состояния человека. Я слышал, что в Америке есть два мальчика, у которых очень редкая аллергия - на свет. И лаборатории НАСА специально для них разработали ткань, пропускающую воздух, влагу, то есть гигиеничную, но

совершенно не пропускающую свет. Из нее сшили балахоны, перчатки, колпаки, покрывающие все тело, и теперь эти детишки могут играть на улице, ходить в школу. То есть какие-то социальные и природные явления будут влиять на развитие костюма. Точно так же, как появление плейера повлияло на то, что срочно стали какие-то карманы закладывать, какие-то дырки в шапках.

О ПОЛЬЗЕ АВАНГАРДА И ПОРНОГРАФИИ

РОЛЬ авангарда очень важна, это новые ощущения, новые эмоции. Чем шире спектр эмоциональных впечатлений, тем комфортнее нашей психике, тем более спокойно нам. Почему на всей планете помимо семейной жизни стало очень популярно порно? Потому что на уровне секса все уже осознали: нужна вся панорама релаксаций - и семья, дом, жена, регулярная половая жизнь, и порно всякое-разное. Одно другому не мешает. И в одежде, в моде - то же самое. Сказать, что

все будут ходить одетыми так же, как я, - это вранье. Не все же в Европе ходят в костюмах Пако Рабанна. Но как искусство, как предмет коллекционирования, как эксперимент - это, конечно, просто уникально.

Если публика принимает авангард, умеет получать от него удовольствие, это снимает эмоциональную нетерпимость. Когда человек не просто безразлично произносит: "Мне это неинтересно", а, сжигая свою же энергию на ненависть, шипит: "Как меня это раздражает,

терпеть не могу этого".

Последние полтора месяца Бартенев живет в Новосибирске и пробует себя в новой роли - художника-постановщика спектакля "Ивонна", премьера которого состоится 15 мая. Главной героине - Ивонне - костюмчик подбирали, что называется, с миру по нитке: что-то из коллекции известного художника Петлюры, что-то Бартенев в Лондоне купил. Получилось нечто в стиле "айдалюлизм" - бантики, розочки, пластмассовая бижутерия, кримплен и нейлон,

ярчайшие сочетания красок. А второй акт, где ее убивают, оформлен в "хирургическом" стиле. Бартенев специально ездил в Новосибирскую областную клиническую больницу, зарисовал там все тщательно - все эти бахилы, колпаки, маски, никель. Только у него все это будет черным - люди в черных халатах будут постепенно убивать Ивонну.

- Меня позвал сюда режиссер спектакля, мы когда-то учились вместе. Последние десять лет я нигде, кроме Москвы и Ленинграда,

не бывал, поэтому для меня здесь масса новых ощущений. Да и у народа, наверное, тоже - я бегаю в местный супермаркет, а там народ такой, конкретный, в шубах, дубленках, нормальные такие сибирские парни приходят купить "памыдоров". А тут я, в шлеме, петрушку там, укроп покупаю - меня все пытались летчиком обозвать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы