Примерное время чтения: 8 минут
148

Масштабы нарушений и наказаний несопоставимы

НАШ ГОСТЬ - председатель Счетной палаты РФ, высшего органа финансового контроля, Хачим КАРМОКОВ.

- Хачим Мухамедович, Россия ведь богатейшая страна. Почему же нам все время твердят: денег нет, денег нет?

- Да, мы действительно богатая страна. Несмотря даже на серьезное падение производства. А денег нет, потому что правительство не умеет (или не хочет) собирать налоги, управлять госимуществом.

- Неужели все так просто: захотели собрать налоги - и собрали?..

- Конечно, не просто. Но возможно. Давайте посмотрим, как они у нас собираются. В октябре 1997 г. получили 20,4 трлн. рублей, в ноябре - 20,8, в декабре - 45,3 трлн. (!). Затем в январе почти трехкратное падение - всего 15,8 млрд. За весь первый квартал 1998 г. собрали не намного больше, чем за один декабрь 1997 г. А почему нельзя собирать равномерно? Почему даже акцизы на бензин планируют собирать (не собирают, а только планируют!) лишь

на 59%, на газ - всего на 64%? Ведь тут управлять несложно: платят - открыл кран, не платят - закрыл... Все это невольно наводит на мысль, что правительству выгодна ситуация, когда денег в бюджете не хватает: можно расходовать по своему усмотрению: кому рубль, кому десять...

КОМУ ХОЧУ, ТОМУ ПЛАЧУ

Давайте уж называть своими именами - кому "десять"? В прошлом году, например, для всех был секвестр, а для администрации президента - 115%. Это результаты вашей же проверки.

- Администрация президента - не единственный пример. Бюджетная дискриминация вообще недопустима. Например, трансферты субъектам Федерации. Судя по данным Минфина, Архангельская область в прошлом году получила на 50 млрд. руб. меньше, а Республика Карелия - на 70 млрд. руб. больше

того, что было определено бюджетом. Хотя обе - на севере, соседки... То же в центре: Московской области недодали 100 млрд., а Владимирскую "перекормили" на 120 млрд... В этом году парламент ввел в закон о бюджете статью: даже если сокращать финансирование, то строго пропорционально. Однако уже в первом квартале 7 регионов "ущемили" в правах: Оренбургская область, например, получила 4,1% от установленного на год, а Вологодская 45,1%.

- Сейчас правительство

собирается сокращать бюджетников. Ожидается большая экономия... - Скорее иллюзия. На госуправление в бюджете-98 предусмотрено всего 12 млрд. рублей. Это меньше десятой доли бюджетного дефицита. На здравоохранение выделяется 11,4 млрд., на образование - 18,5 млрд. Ну что можно сделать, сэкономив эти крохи? В результате финансового волюнтаризма бюджет превращается в примитивную схему раздачи зарплаты и пособий. Ученому дают едва лишь на зарплату, военнослужащему

- только на денежное довольствие... Зато обслуживание государственного долга (выплата процентов по нему) в первом квартале потребовало 34,3% всех бюджетных расходов - в два раза больше, чем на оборону, и в 20 раз больше, чем на всю науку.

- Такие проценты?

- Вот именно. В прошлом году каждый новый рубль, заимствованный государством, увеличивал наш внутренний долг более чем на 3 рубля. Но особенно показательна политика правительства и Центробанка.

Наш Центробанк (об этом Сергей Дубинин не раз говорил) хранит свои валютные резервы в лучших иностранных банках. Но максимум - под 5% годовых. А Минфин наряду с этим берет кредиты, но уже под 10% годовых. То есть государство одной рукой отдает, другой - занимает. Без большой натяжки можно сказать, что Запад кредитует нас нашими же деньгами, неплохо на этом зарабатывая.

- Может быть, вы анекдот рассказываете?

- Что, не укладывается в голове? А ведь

мы еще не подсчитали точно, сколько на этом теряем. Счетная палата установила, что в 1995 г. были проведены фиктивные сделки, в ходе которых правительство якобы продало Центробанку 92 тонны золота - на общую сумму свыше 5155 млрд. рублей. На самом деле никакое золото не продавалось...

- То есть 92 тонны золота пропало без следа?

- Никакого золота вообще не было. Деньги правительству выделили, но золота от него не получили. Мы квалифицируем это как

скрытую денежную эмиссию.

- А Счетная палата проверяет Центробанк?

- В том-то и дело, что нет. Хотя банк полностью принадлежит государству. Следовательно, он должен быть открыт перед Счетной палатой как конституционным органом государственного финансового контроля. Вопрос, мы считаем, надо урегулировать на законодательном уровне.

- Способы "отъема денег у населения" совершенствуются?

- Возьмем конкретный факт: вексельные кредиты. Гражданам, выезжающим

с Крайнего Севера, по закону должны быть предоставлены жилищные субсидии. Что делал Минфин, не имея живых денег? Заключал договоры с коммерческими банками: банк дает людям деньги, государство потом ему возмещает. Но вместо живых денег банки (например ОНЭКСИМбанк) выдавали векселя. И сумму сразу уменьшали с учетом процентной ставки. Векселя, переданные поставщикам (строителям жилья), "усыхали" еще больше. Минфин же оплачивал их банкам по полной стоимости.

Потери федерального бюджета на этом составили до 25%.

- На кредитах вообще, наверное, нажились многие?

- А почему в прошедшем времени? Наживаются до сих пор. Например - нашумевшая история Климентьева, незадачливого мэра Нижнего Новгорода. Когда он был директором навашинского судостроительного завода "Ока", ему удалось добиться валютной ссуды из федерального бюджета на 30 млн. долл. Гарантом выступила администрация области (губернатором был Б. Немцов).

Завод успел получить 18 млн. долл., после чего был объявлен банкротом. Областная администрация договорилась с Минфином провести некий "взаимозачет". И провели! Хотя федеральный бюджет был должен области всего 4 млн. новых руб., а область бюджету 18 млн. долл. Чтобы "уравновесить" эти суммы, понадобились дополнительные манипуляции. Они и были произведены с благословения бывшего первого вицепремьера правительства А. Большакова и тогдашнего вице-премьера

А. Лившица. В результате просчеты областной администрации были незаконно оплачены деньгами, предназначавшимися на зарплаты и на социальные нужды.

ЧТО ВАЖНЕЕ: РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ПРОЦЕСС

У вас не возникает ощущения бесполезности своей работы? Из года в год проверяете, вскрываете нарушения... Из года в год одни и те же... Вы не устали?

- Ну, я бы не сказал, что усилия Счетной палаты бесполезны. В прошлом году нами проведено 475 проверок более чем на 2 тыс. объектов всех уровней. Выявлен ущерб, нанесенный федеральному бюджету в 1994-1997 гг., более чем на 100 трлн. старых руб.

- И где же эти деньги?

- В основном - у нарушителей. Но в течение прошлого года нашими усилиями удалось вернуть более 4 трлн.

- Всего?

- Думаю, результаты станут более существенными, если парламент внесет изменения в закон о том, чтобы Счетная палата имела право списывать средства со счетов нарушителей в бюджет.

- Вы лично - за персональную ответственность?

- Вопрос о персональной ответственности вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение. Была бы политическая воля. За последние 5 лет сменилось 6 министров

финансов, 5 вице-премьеров по экономике, несколько руководителей Госкомимущества, Госналогслужбы и т. д. Недавно вот было отправлено в отставку все правительство - тоже своего рода наказание...

- Ну что такое отставка! Сегодня ты в отставке, а завтра снова на боевом посту. Кому-то отставка, может быть, даже выгодна: побыл недельку "на гражданке", отмыл все доходы (мол, я их заработал не на государственной службе)... А у людей есть желание справедливости.

Это не жажда крови - просто вор должен сидеть в тюрьме.

- Конечно, масштабы нарушений и наказаний сегодня, скажем так, несопоставимы. Например, бывший губернатор Кемеровской области Михаил Кислюк до недавнего времени занимал руководящую должность. Хотя в области при его руководстве и непосредственном участии было много серьезных финансовых нарушений. В частности, 16 млрд. руб. угольного займа отдали предпринимательским структурам. В прошлом году Счетная

палата в 76 случаях направляла материалы своих проверок в правоохранительные органы. Дела часто волокитятся, пересылаются по инстанциям. Однако есть надежда, что в ближайшее время положение изменится. Генеральный прокурор поручил одному из своих заместителей работать со Счетной палатой. Согласитесь, это шаг вперед. Правда, в ряде стран высшие контрольные органы, подобные нашему, наделены даже судебными полномочиями. В Бразилии это так и называется - Счетный суд. Его решения - последняя инстанция, их никто отменить не может. Во Франции это Счетный трибунал.

- И что грозит чиновнику, если он не так распорядится деньгами налогоплательщиков?

- Во Франции, например, с него взыскивается сумма ущерба.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно