aif.ru counter
02.09.1998 00:00
34

Почем нынче премьер-министры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 02/09/1998

ЕСЛИ у нас где-то уже получился настоящий рынок, так это в политике. Финансовый кризис в стране и отставка правительства дали депутатам серьезный шанс попробовать "на зуб" прочность президентской власти.

В результате на политические торги вокруг утверждения на должность премьер-министра Виктора Черномырдина были выставлены очень лакомые куски. На них давно и безуспешно заглядывалась оппозиция: возможность внесения поправок в Конституцию и установление

парламентского контроля над правительством (включая формирование кабинета министров на коалиционной основе и участие депутатов в определении его персонального состава). Именно эти пункты были главными в Политическом соглашении между ветвями власти, предварительно одобренном, но не подписанном.

Собственно, действующая российская Конституция не мешает создать новое правительство на коалиционной основе - то есть из кандидатур, предложенных коалицией

(союзом) парламентских фракций и депутатских групп. Например, в Конституции Италии не написано, что именно парламент формирует кабинет министров, а на деле итальянское правительство - коалиционное. Нужно ли в таком случае править наш основной закон? Стоит ли забывать, что именно игра в переделку Конституции привела осенью 1993 года к трагедии у "Белого дома"?

Говоря о необходимости "небольшого" перераспределения полномочий, депутаты подразумевают серьезное изменение существующего баланса властей и переход от президентской к парламентской республике. Все бы ничего, но смысл настоящей парламентской республики заключается не во всевластии парламента, а в значительном усилении позиций правительства. Фактически парламент, из состава которого формируется кабинет министров, становится "законопроизводящим" придатком правительства. Более того, в определенных ситуациях премьер получает право требовать от главы государства роспуска парламента. Разумеется, такой расклад вряд ли устроит наших депутатов. Они хотели бы формировать правительство, как в парламентских республиках, но при этом абсолютно не зависеть от него и не отвечать за его работу, как это принято в республиках президентских.

Надолго ли могло хватить "сделки века" между президентом и парламентом? Судя по той скорости, с какой готовится Политическое соглашение, и качеству документа, никто

из участников не собирался всерьез его выполнять. Даже после подписания. Все стороны надеялись просто выторговать время, а там - "либо ишак подохнет, либо шах помрет".

Впрочем, все проволочки с утверждением В. Черномырдина премьер-министром - не что иное, как попытка депутатских фракций продавить еще и "своих министров". Известно, например, что активно лоббируются возвращение в правительство А. Куликова, а также отставка министра финансов М. Задорнова и председателя Центробанка С. Дубинина.

Естественно, на политическом рынке были замечены и финансовые "акулы".

Однако даже после утверждения нового правительства политический кризис в стране нельзя будет считать завершенным. Как ни странно, этому поспособствовал сам Борис Ельцин. Возмутившись намеками на "подачки" со стороны депутатов, президент потребовал вычеркнуть из текста Политического соглашения пункт о прекращении Госдумой процедуры импичмента.

Жест красивый, но вряд ли оппозиция его оценит. Скорее всего, Госдума с удовольствием воспользуется этим оружием при первой же опасности.

Вариант первый - депутаты трижды отклоняют кандидатуру В. Черномырдина. Тогда президент обязан сам назначить его "полновесным" премьером и распустить Госдуму.

Вариант второй - парламент утверждает премьера, но вскорости так разочаровывается в работе кабинета министров, что, вопреки обязательствам "не трогать правительство"

до конца 1999 г., два раза подряд выражает ему недоверие. Тогда президент будет обязан отправить в отставку правительство либо распустить парламент и назначить новые выборы.

В любом случае депутаты не преминут, по выражению лидера фракции НДР Александра Шохина, "уйти под импичмент", так как в этот период Госдуму распускать нельзя. И тогда Госдума сможет целых три месяца поиграть с президентом в любимую игру "Ну ка, разгони!" и попортить кровь правительству. Следовательно, Б. Ельцин будет вынужден назначить дату роспуска Госдумы не раньше истечения трехмесячного срока, отпущенного Конституцией на "технологический цикл" импичмента.

В результате политический кризис может надолго оттянуться, особенно с учетом того, что новая Дума соберется на первое заседание только через четыре месяца после роспуска предыдущей. Чем это грозит нашей стране, в которой политика всегда определяла экономику, - объяснять не нужно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество