НАДО ЯРКО ВЗОЙТИ...
ПРЕЖДЕ всего нельзя бояться собственной индивидуальности. Пиаф вокальные критики когда-то окрестили "гибридом гильотины и оперы" - мой голос сравнивали в основном с хрипами больного бронхитом.... Но я никогда не учился пению. Уже в зрелом возрасте решил обратиться к учителю по вокалу, взять уроки. Но учитель, прослушав меня, взял листок бумаги и нарисовал схему: диапазон у меня огромный, и голос от природы поставленный, особенный, запоминающийся...
Нельзя себя бояться. Ни своего голоса, ни своего роста. У меня рост метр шестьдесят пять. С ним я чувствую себя Наполеоном. И пиджак у меня может быть один. Я в нем все равно выглядеть буду, как принц Уэльский. Это не уроки нищеты в детстве - нет. Это уроки веры в себя...
ЧТОБЫ ДОЛГО СВЕТИТЬ И ПЕТЬ О ЛЮБВИ В 74 ГОДА...
НЕ НУЖНО петь о любви просто как о любви. Я пою о проблемах, возникающих в этих отношениях. Потому что если вы думаете, что в 74 этих проблем уже нет, то, я уверяю, вы ошибаетесь... И вовсе не нужно для этого тысячу любовных историй иметь. Потому что в реальной жизни художнику нет необходимости их переживать. Творчество - это отдельный процесс работы души. Можно посмотреть в окно машины, увидеть проходящую мимо девушку - и вот вам история встречи
и разлуки на трамвайной остановке... Совершенно необязательно иметь приключения в жизни. Любое любовное приключение я способен сочинить, тем более что в моем возрасте они происходят уже только в песнях... Просто не надо путать: писатель никогда не живет жизнью своих героев. Если б я проживал все, о чем пою, я бы, наверное, сошел с ума. Это же тысячи историй! Чтобы написать песню "Умереть от любви", совершенно необязательно от нее умирать по-настоящему!
Это же поэзия, а не реальная жизнь!
НИ СЕКУНДЫ НЕ ПРОСТАИВАТЬ...
НЕ НУЖНО думать, что поэт должен непременно быть голоден и одинок. Лично мне для продуктивного состояния нужно счастье. Я вырос в очень хорошей семье. В уютном, гостеприимном доме, где всегда было множество гостей: армян, грузин, русских, французов... Может быть, поэтому я очень верю в институт семьи. Три раза был женат. Первый раз по молодости лет (это был очень краткосрочный союз), потом в зените славы (ну это, наверное, потому, что, ставши звездой,
оказался в окружении множества очаровательных женщин, и ситуация спровоцировала), и только в зрелости - уже по-настоящему. Мой третий брак есть союз разума и чувства. В высоком смысле слова. Я очень счастлив с женой, мы почти никогда не разлучаемся, она обычно ездит со мной даже на гастроли... Мы за тридцать пять лет ни разу не поссорились. У нас трое детей...
КАК ЗАЦЕПИТЬ ПУБЛИКУ...
НУЖНО, чтобы песня строилась как спектакль. Чтобы был маленький сценарий - история, мизансцена. Вот в "Богеме", которую здесь, в Москве, почему-то так любят, я играю художника, который, стоя у мольберта, рисует воображаемый портрет своей былой возлюбленной... И концерт должен быть построен как спектакль со многими героями, потому что не существует единого героя Азнавура - допустим, как вам, например, кажется - одинокого маленького человека перед
лицом большого чувства... Я не Чаплин, у меня нет маски, мне необходим спектакль с тысячью лиц. Нельзя выбирать любимый типаж для своих песен, так же, как его нельзя выбирать среди своих детей.
И Ер НЕ ОТПУСКАТЬ...
У АРТИСТА нет права на Ватерлоо. Я не позволял себе такой роскоши. Я твердо знал, что не имею права на поражение. Мне, эмигранту, неимоверно трудно было ползти наверх. Надо было лезть и не оглядываться. Оглянешься - как в мифе - попадешь в Аид... Я знал: я должен занять плацдарм и удерживать его любой ценой, хоть зубами. Поэтому мне так удивительно, когда сегодня молодой певец, только что добившийся, допустим, успеха на первом концерте в "Олимпии", тут же уезжает отдохнуть...
Я работал всю жизнь как зверь. До шестидесяти лет ни разу не был в отпуске.
... ВЛЮБИТЬ МИР ВО ФРАНЦУЗСКИЙ ШАНСОН...
НУЖНО делить с публикой те чувства, которые называют чувствами отверженных. Мне они знакомы - не только потому, что родители были эмигрантами, но и потому, что артист в определенной степени всегда живет в эмиграции - внутренней эмиграции в пространстве искусства. И не надо бояться выворачивания себя наизнанку. У меня есть песня - "Моя автобиография", в которой я рассказываю реальную историю своей жизни: от трудного детства, когда мы с сестрой собирали
бутылки, до сегодняшних буден звезды. На сцене всегда актуальна искренность. Французский шансонье - одновременно мим, трагик и поэт. И ни одна из этих ипостасей не позволяет прятать личность за маску.
СЕРЬЕЗНО ДЕЛАТЬ ЛЕГКИЙ ЖАНР...
Я ОЧЕНЬ скептически отношусь к понятию "легкого жанра", потому что категорически не переношу глупых песен. Песня должна моделировать ситуацию, которую публика может переживать осмысленно. К сожалению, на современной российской эстраде я почти никого не знаю и не могу сказать, насколько актуальна здесь подобная проблема. Я прекрасно помню старых русских исполнителей, прежде всего Вертинского. Думаю, что он, может быть, был самым великим русским исполнителем
песен о любви... Необходимо иметь в виду, что эстрадная песня - это очень сложный механизм. От момента замысла до момента воплощения может пройти десять минут, а может - десять лет... Она зачинается и вынашивается, как ребенок... Ведь песня - это особое представление не только о мелодии, но и о стихе. Меня много раз спрашивали, например, почему я не издам отдельным сборником свои стихи. Я отвечаю, что никогда не занимался поэзией. В смысле стиха меня
песня профессионально деформировала. Песня требует лаконичности, покупаемой в обмен на образность. В юности меня это противоречие мучало, а сейчас я воспринимаю его как что-то для себя очень естественное.
СОХРАНЯТЬ МОЛОДОСТЬ ДУХА
ЛИЧНО я веду очень правильный образ жизни - насколько это вообще позволяет моя профессия. После концерта сразу еду домой или в гостиницу, ем мало, в день выступления вообще пью только воду, по клубам не хожу... Не могу сказать, чтобы я много пил: в Москве попросил себе только коньяка Курвуазье - для бодрости. Правда, я очень люблю божоле. Просил сбор до 91-го года - потом три года был плохой урожай, - но оказалось, что в России это проблема... Что
еще рассказать обо мне вне сцены? Обожаю видео. У меня коллекция фильмов роскошная. Около трех тысяч кассет. И еще я с детства собираю книги по садоводству. Правда, грабли в руках до сих пор не держал.
... И ВОВРЕМЯ УЙТИ...
О-О-О!.. Для этого сначала нужно суметь на сцене остаться. Для чего никогда не ставьте рамки своей аудитории: моя - не моя. Я считаю, что моя публикаэто люди всех возрастов, всех национальностей, всех социальных слоев, всех религий... Второе важное условие: поднимать зрителя до высокого уровня разговора. Публике необходимо прививать вкус к думанию. Нужно помнить всегда, что публика не дура. Самая большая ошибка многих исполнителей - полагать зрителей глупее себя... А насчет уйти... Готов ли я оставить сцену? Да ради Бога. Хоть сейчас. Только покажите, кому. Кому?..
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть