Примерное время чтения: 5 минут
1043

Почему падают вертолеты?

КОСТЕР из обломков Ми-8 догорал. Рядом на подтаявшем снегу чернели человеческие тела - мертвые и живые. Рядом. Вместе.

ЭТО произошло 16 марта на Камчатке. Спасатели 7 часов искали Ми-8, связь с которым пропала с первых минут полета, в итоге - 20 погибших, 5 раненых и одна женщина, чудом отделавшаяся парой царапин.

Накануне случились еще две катастрофы, виновниками которых были тоже российские вертолеты. 8 марта на острове Вайгач в Карском море упал Ми-2, погибли двое - пилот и пассажир. 13 марта на Гаити разбился Ми-8, погибли 13 человек, из них 6 - россияне.

Расследователи авиапроисшествий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причины всех авиакатастроф делят на две неравные группы: первая, 20-40% - отказала техника, вторая, 60-80% - подвел "человеческий фактор".

Гибнут ли вертолеты от старости?

ВЕРТОЛЕТ списали на металлолом. Его после этого потихоньку продали бывшему вертолетчику, последний раз летавшему 10 лет назад.

"Ас" стал летать на собственном Ми-2 как можно ниже, чтобы не засекли. Однажды вертолет зацепился за провода, упал и загорелся. Погибли хозяин и пассажир, сидевший на втором сиденье. И стало одной вертолетной катастрофой в 1998 году больше. А всего их случилось 6: две - с Ми-2 и четыре - с Ми-8. Значит ли это, что Ми-8 ненадежнее других вертолетов? Нет. Просто эти большие вертолеты летают в 4 раза больше, чем маленькие. Ми-8 в небе встречаются так же часто, как на дорогах "Жигули".

Существует расхожий миф: вертолеты падают, потому что отказал двигатель, машина выработала свой ресурс. Но не было случая, чтобы вертолет упал от старости. У него запас прочности даже на "нерасчетный случай". Военные летчики в Афгане дотягивали на Ми-8 до базы и удивлялись: "Его изрешетили весь, сквозь дырки небо видно, а он все равно летит".

Много летаешь - хорошо летаешь?

У ЛЕТЧИКОВ в ходу поговорка: "Много летаешь - лучше летаешь, лучше летаешь - дольше живешь".

В Межгосударственном авиационном комитете, где занимаются расследованием авиакатастроф, говорят: "Судить об уровне аварийности можно только с учетом налета". Налет - это то время, которое летчик провел в воздухе. По нормам должно быть 600-700 часов в год. Раньше, когда вертолет служил воздушным такси у вахтовиков, летчики "переналетывали" норму до 1 тысячи часов. Сейчас объем работ упал в 6 раз, налет сократился до 300 часов в год.

В минувшем году на Камчатке произошла катастрофа. Перегруженный вертолет - 14 пассажиров, из них 3 детей не старше 5 лет, и полторы тонны багажа и товаров - стал взлетать. На площадку выпал свежий снег толщиной в 15 сантиметров. Лопасти винта подняли снежный вихрь. Летчик, потеряв ориентацию, рванул ручку на себя. Вертолет стукнулся о землю сначала хвостом, потом чиркнул лопастями рулевого винта и стал валиться на бок. Турбина левого двигателя разрушилась, ее лопатки въехали в кабину и насквозь пронзили женщину. Она скончалась по дороге в больницу. 5-летняя девочка получила ушиб головного мозга. Еще одна пассажирка - ожоги авиационным топливом. Бортмеханик разбил себе лицо.

Анализируя эту катастрофу, летчик-испытатель 1-го класса, кандидат технических наук В. Овчаров видит 3 причины случившегося: "Первая. У командира вертолета, попавшего в катастрофу, было 12 тысяч часов налета, а в сложных условиях и по приборам - лишь 70 часов, 0,06%. Вторая. С вертолетами чаще случаются аварии, чем с самолетами, потому что нет тренажеров, на которых летчикам можно было бы отработать навыки поведения в экстремальных условиях".

Наши падают чаще, чем иностранцы?

КАК ни странно, уровень безопасности полетов в СНГ и в России выше, чем в среднем в мире, и сопоставим с показателями США.

С 1997 года авиационных происшествий с человеческими жертвами (катастрофами) на регулярных пассажирских линиях, где летают большие самолеты, у нас вообще не было. Но зато в других видах полетов - чартерные рейсы больших самолетов, маленькие самолеты и вертолеты - количество катастроф увеличилось в 3 раза, а количество жертв - в 5 раз (см. иллюстр.).

Самой нелепой катастрофой 1998 года, пожалуй, стало падение Ми-8 компании "Бурятские авиалинии" с сотрудниками Европейского банка реконструкции и развития на борту. Вертолет упал с 5-метровой высоты, перелетая с посадочной площадки на взлетную. Сразу же, по горячим следам, в прессе было распространено сообщение, что "отказало управление". На самом деле на месте первого пилота сидел проверяющий, а взлетал второй пилот. Командир сидел на откидном сиденье в грузовой кабине у входной двери. Взлетать надо было в высокогорье, при сильных порывах ветра. Второй пилот, менее опытный, не смог удержать вертолет, и машину начало раскручивать. Вертолет столкнулся с землей, упал на правый борт и загорелся. На спасение осталась 1 минута. Экипаж вытащил через верхний люк и задние створки грузового отсека 10 пассажиров. Но троих - ливанку, англичанина и россиянина - вытащить не успели, и они сгорели заживо. Спрашивается, зачем понадобилось проверять технику пилотирования второго пилота с пассажирами на борту?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно