Примерное время чтения: 4 минуты
65

Космос покоряют авантюристы

КАК только с мыса Кеннеди в небо ушел "Дискавери" с 77-летним Джоном Гленном на борту, в стане космических ветеранов началось волнение. Первым выразил горячее желание снова слетать в космос Алексей Леонов. Жан Лу Кретьен смертельно обиделся на французское космическое руководство, предложившее ему уйти на пенсию в 60 лет. А вот что думает о "космической геронтологии" заместитель директора Института медико-биологических проблем доктор медицинских наук Валерий ПОЛЯКОВ.

ВАЛЕРИЙ Владимирович - не только врач. Он и летчик-космонавт, Герой Советского Союза, налетавший в свой второй визит на орбиту рекордный срок - 438 суток. Да и Джона Гленна он прекрасно знает лично. В прошлом году они встретились на каком-то космическом симпозиуме, и Поляков спросил коллегу, не слабо ли ему будет слетать на Марс. "С тобой, Валерий, хоть завтра", - ответил сенатор-астронавт.

- Валерий Владимирович, существуют ли возрастные ограничения в нашей отечественной космонавтике?

- Возраст у нас формально не ограничен. Однако были случаи, когда даже известных космонавтов заменяли на молодых, если программа была очень сложной. В 1988 г. с Александром Волковым и Сергеем Крикалевым летал Жан Лу Кретьен, хорошо подготовленный 50-летний космонавт. И вот что с ним произошло. Работа в открытом космосе была очень тяжелая, Жан Лу устал настолько, что не смог освободить свои ноги, закрепленные специальным якорем. Волкову, который был тогда в полтора раза моложе, чтобы освободить его, пришлось переходить от одного наружного борта станции к другому. Но и этим дело не кончилось. По инструкции, первым в шлюзовую камеру входит командир, а идущему следом Кретьену предстояло закрыть люк. Но у него уже не хватило сил, резервные возможности его организма были истрачены. Мы тогда крепко переволновались. Пришлось им в этом тесном объеме пыхтеть и перекручиваться так, чтобы Волков оказался у люка.

- Значит, риск исключается и "старики в бой не идут"? Тогда как расценивать полет Джона Гленна?

- Полет Гленна не предусматривал физических нагрузок, и подобная работа, думаю, по силам любому из наших ветеранов. Считаю, что из таких людей должен быть создан особый отряд космонавтов-консультантов. Жизнь показала, что их опыт часто бывает очень кстати. (Вспомним полет Джанибекова и Савиных на "мертвую" станцию "Салют-7" в 1985 г.) Кстати, фраза Гленна о полете на Марс была не совсем шуткой. Мой рекордный, 438-суточный полет был по времени приблизительно равен продолжительности полета на Марс. Он был организован для проверки возможностей человека, и я горжусь тем, что был инициатором этой программы. Раньше, до этого полета, я считал, что лететь к Марсу нужно людям опытным, но молодым. Однако в таком полете дозы облучения будут весьма значительными. Вот я и думаю:

есть ли смысл посылать в такую экспедицию молодого человека, который может вернуться с тяжелым лучевым поражением? Короче говоря, мое мнение такое: должны лететь опытные, в солидном возрасте космонавты, фанатики своего дела, авантюристы по натуре.

- И вы, конечно же, среди них?

- Разумеется, но к 2008 году, когда для полета на Марс сложатся оптимальные условия, я и мои сверстники, старая гвардия, к сожалению, уже уйдем в отставку. Но "дозреет" немало

других. При этом им не надо будет думать о рождении и воспитании детей, они к тому времени обзаведутся внуками.

- Согласно специальной теории относительности Эйнштейна при движении на очень высоких скоростях происходит эффект сжатия времени. Значит, космонавт после длительного полета должен вернуться на Землю моложе своих сверстников?

- Самое удивительное, что этот известный научный постулат никем экспериментально до сих пор не проверялся. Но себя я все же "посчитал". Взял нашу среднюю скорость порядка 8 км в секунду (это почти в 40 тысяч раз меньше скорости света), сделал соответствующие поправки, и в итоге получилось, что я стал моложе за время своих полетов (679 суток) всего на 15 минут.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно