Примерное время чтения: 8 минут
239

Человек, который помнит всё и всех

ЗАМЕСТИТЕЛЬ главы Администрации президента, руководитель Протокольной службы президента, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Владимир ШЕВЧЕНКО за время работы с двумя президентами подготовил более 90 визитов М. Горбачева и Б. Ельцина за рубеж. Человек, занимающий такую должность, должен обладать феноменальной памятью: можно только представить, скольких людей - высокопоставленных - ему пришлось узнать за годы кремлевской службы.

ШУТКИ С ПРЕЗИДЕНТОМ

- Владимир Николаевич, вы единственный человек из команды Ельцина, который работал с Горбачевым. Известно, что президент не поддерживал политику своего предшественника. Как же вам удалось с ним сработаться?

- Меня Борис Николаевич знал еще по ЦК КПСС. Конечно, сначала была дистанция, он присматривался. Но есть принцип: хорошо делать свою работу и не лезть в область, в которой ничего не смыслишь. Мне временами становится больно за окружение, которое

я видел у Горбачева, у Ельцина. Люди боялись сказать "нет" и отказаться от предлагаемой должности, даже если это было не их профессиональное поле. Я уже семь лет руковожу протоколом президента и никогда не ощущал предвзятости в свой адрес. У нас возникают деловые споры, но наша совместная работа всегда находится в рамках взаимного уважения и конкретного дела.

- Журналистов кремлевского пула вы просите быть поосторожней в выражениях. Неужели приходится выполнять еще и роль цензора?

- Кремлевский пул я прошу просто не врать. Президент не всегда бывает прав, у него есть свое мнение. Но это не повод писать о том, чего не было. Вот зачем вашей газете понадобилось писать, что в ЦКБ строится зал заседаний? Да, там есть рабочий стол, не на койке же президенту документы подписывать. От Бориса Николаевича я ни разу не слышал указаний разобраться с кем-либо из журналистов. Да, было много накатов на "Куклы".

Но к Шендеровичу он относится с уважением. К примеру, недавно президенту понравилась сцена из этой программы, в которой Клинтон оказывается в центре внимания по делу Левински и интересуется: "Тебе помочь?" К такому юмору Борис Николаевич всегда относится с пониманием.

- Вы, наверно, общались с Ельциным во время болезни. Как вы поднимали ему настроение в это время?

- Когда я приехал из Франции, должен был ответить на вопросы Бориса Николаевича. Рассказать

о том, как идет подготовка к визиту; как к нему относится принимающая сторона, как его ждут. Жаль, что мы не полетели во Францию, но мы обязательно полетим. Вы ведь понимаете, что язва желудка выбивает человека из рабочего ритма. Но, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что настроение президенту байками не поднимешь - только конкретными делами.

ПРИВИВКА ОТ ФОРС-МАЖОРА

- Вам, конечно же, известен случай, когда принца Саудовской Аравии полчаса возили вокруг нашего аэропорта по причине опоздания Шеварднадзе. Тогда принц еще удивлялся, что наш аэропорт таких огромных размеров. В вашей практике бывали подобные случаи?

- Нет. Самое неприятное - когда главы государств позволяют себе опоздание. Борис Николаевич не может понять подобного отношения к работе. Сам он никогда никуда не опаздывает!

- В предварительной беседе вы сравнили протоколистов с минерами. - Мы всегда берем огонь на себя. Когда все гладко, то протокола и не видно, а как только ЧП, все "шишки" на нас сыпятся.

- Известно много случаев, когда поведение политиков выходило за рамки приличия. Какова ваша реакция на нарушения протокола ответственными лицами?

- Говорить надо скорее всего о нарушениях этикета. Несколько лет назад в Америке наши молодые политики на фуршете пошли чокаться с президентом через стол . Это просто невежество! Но нарушение нарушению рознь. К примеру, в 93-м году во время нашего прилета в Ванкувер начался ливень. Нас встречала гвардия. Я предложил Борису Николаевичу зонт, но он и слышать об этом не хотел. Канадцы тогда по достоинству оценили его мужской поступок.

- Создают ли препятствия для вашей работы различия в культурах России и принимающей стороны?

- В работе моей команды - нет, потому что мы всегда все оговариваем заранее, и визиты проходят гладко. Но у других делегаций иногда возникают проблемы. Забавная история произошла с делегацией СНГ в Испании. Дело в том, что король Испании не любит смокинг. А где брать фраки? Взяли напрокат. Им подсунули музыкальные. На королевском приеме они смотрелись очень смешно: у одного рукава длинные, у другого брюки короткие. Дочка королевы шутливо назвала их пингвинами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЛАКС

-В свое время Брежнев и Чаушеску создавали музеи своих охотничьих достижений. Известно, что Ельцин тоже к охоте неравнодушен. Есть ли у него рекорды в этой области?

- Его считают классиком охоты. Он великолепно стреляет. Рекорд есть - сто уток на одной охоте, причем с лету. А вот охотничьи дома он трофеями не захламляет.

- Если раньше в подарок присылали лошадей и драгоценности, то теперь, насколько известно, Бориса Николаевича задарили теннисными ракетками и ружьями. Что еще дарят президенты друг другу в наше время?

- Б. Клинтону мы подарили гжельскую статуэтку - Клинтон играет на саксофоне. Он был так растроган, что собственноручно доставил ее домой. Р. Рейгану дарили седло, он был заядлый лошадник. Королева Великобритании была приятно удивлена, получив от нас фарфоровые статуэтки, которых не было в ее коллекции. Дело ведь не в величине и стоимости подарка. Удовольствие вызывает то, что отвечает интересам человека. К примеру, М. Тэтчер любила русские пейзажи Шилова, а Г. Коль - уральский камень. Кстати, наш президент очень хорошо разбирается в камнях. Цзян Цзэминь, например, очень любит русские песни. И сам замечательно их исполняет. Борис Николаевич также может поддержать любую песню.

ЛЮБОВЬ ПО ПРОТОКОЛУ

- Ваши знакомые говорят, что вы самый целомудренный семьянин в Кремле. Как при вашей занятости удается сочетать долг и чувства?

- Протокол - это порядок. В моем доме нет разгильдяйства. Мы все делаем вместе, даже с внуком на компьютере играем. Когда я в командировке, мы с родными постоянно перезваниваемся. Моя дочь - "без пяти минут" доктор философских наук, зять - компьютерщик, поэтому дома обсуждаем самые разные темы. Но о моей работе не говорим, так что долг и чувства не перемешиваются. У моей жены есть удивительная способность создавать в доме уют, поэтому туда всегда хочется вернуться. Впервые я увидел свою жену в 9 лет. Ей тогда было 4. Она как будущий медик накладывала мне повязку на разбитое качелями ухо. Когда мы выросли, я разогнал всех ее кавалеров, и мы поженились. Вместе мы уже почти 37 лет.

РЕКОНСТРУКЦИЯ КРЕМЛЯ

-На каком этапе сейчас находится реконструкция Кремля?

- Управление делами делает все, чтобы в мае открыть Александровский и Андреевский залы. Это поможет нам разнообразить процесс официальных приемов. Рабочий корпус Бориса Николаевича кажется большим, но для проведения протокольных мероприятий он очень маленький. Приходится в одном и том же помещении, условно, и встречу проводить, и на стол накрывать. К примеру, у американцев прием заканчивается танцами. У нас танцевать негде.

ГЛАВНОЕ - КОМАНДА

- Круг решаемых вами вопросов требует невероятного умения находить общий язык с очень многими людьми. Удается ли вам при этом дружить с кем-то из своих коллег?

- Мне удалось сохранить дружбу даже с теми, с кем я когда-то вместе учился. На работе у меня тоже есть друзья, но с них и спрос больше. Дружба - это не сюсюканье, а уверенность, что тебе вовремя подставят плечо. А в работе, в этой бюрократической машине, важны дисциплина и ответственность. Кстати, наша "машина" намного лояльнее некоторых зарубежных. Просто у них она мало задевает простого человека.

- На официальных приемах все сказанное несет политическую окраску. А какие тосты произносит ваша команда на отдыхе?

- "Давайте выпьем за успех нашего безнадежного дела". У меня дома любимый тост - "За любовь, верность и преданность". А Борис Николаевич любит поднимать бокал "за любовь и команду".

P. S. На днях Владимиру Николаевичу Шевченко исполнилось 60 лет. Редакция еженедельника "Аргументы и факты" сердечно поздравляет его с юбилеем, желает дальнейших успехов и крепкого здоровья.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно