Примерное время чтения: 5 минут
114

Предки Спилберга родом из Одессы

САМЫМ заметным событием нынешнего, 49-го, Берлинского международного кинофестиваля стал приезд одного из знаменитейших кинорежиссеров ХХ столетия Стивена СПИЛБЕРГА.

ЗНАМЕНИТЫЙ американец, которому недавно исполнился всего лишь 51 год и имя которого последние 5 лет не покидает топ-десятку самых богатых людей мира в шоу-бизнесе, довольно редко покидает (если только не ради съемок) свои родные пенаты - семейные гнездышки на Лонг-Айленде под Нью-Йорком и в Пасифик-Палисадес под Лос-Анджелесом. Он славится своей фантастической работоспособностью и "перетекает" из одного съемочного периода в другой почти без остановки. В прошлом году, например, вышло два его полнометражных фильма.

Это он был во главе группы голливудских знаменитостей, бросившихся на поддержку Биллу Клинтону, запутавшемуся в хитросплетениях интриги с Моникой. Это он бросил клич собирать деньги на оплату адвоката Клинтона, запросившего более 2 млн. долл. и внесшего 10 000 $ (более не позволяет американский закон. - Авт.).

А уж о Спилберге-семьянине ходят просто легенды. Он с 1991 г. не разлучается с актрисой Кейт

Кейпшоу (ей 45 лет), у них двое своих и двое приемных детей. Он любит повторять: "Я не очень хороший рассказчик. Мне нужно как-то вдохновляться. И это мои дети, которые провоцируют меня своими бесконечными вопросами".

ТАК это или нет, но Спилберг, испробовав практически все киножанры, пройдя от сказок и ужасов про "челюсти" и Индиану Джонса до трагедии в "Списке Шиндлера", доказал свой талант неоднократно. Его не удовлетворили самые лучшие условия, предлагавшиеся студиями-монстрами, и он вместе с партнерами, менеджерами Гифтеном и Катценбергом, вот уже три года создает, впервые за последние 50 лет, новую голливудскую студию-гигант "Drcan Works".

В Берлин же Стивена Спилберга привели гражданский долг и ответственность за судьбу созданного им в 1994 г., на волне успеха ленты "Список Шиндлера", Фонда визуальной истории "Выжившие в Холокост". Собрать и сохранить на видео свидетельства всех оставшихся в живых жертв фашистского геноцида против евреев - такую задачу поставил перед собой фонд. На сегодня собрано более 50 000 свидетельств из 57 стран на 32 языках. Чтобы все их просмотреть, понадобилось бы более 10 лет.

Настал новый этап в развитии программы: активизировать общественное внимание к фонду, предоставить доступ к бесценным архивам для всех интересующихся и использовать собранные данные при обучении в школах и в институтах. Неутомимый Спилберг совершает агитационный марш-бросок в Берлин. И вот уже перед ним открываются любые двери, и даже немецкий канцлер Герхард Шредер выделяет режиссеру 45 минут для частной беседы. А владельцы трех спрутов-конкурентов в области масс-медиа, Бертельсман, Шпрингер и Бурда, объединившись в едином порыве в комитет "Партнеры по терпимости", сами рады были протянуть руку заокеанскому гостю. Причем руку не пустую, а с 1,6 млн. долл., собранных для немецкого отделения Фонда Спилберга.

Надо заметить, что Спилберг и сам активно помогает финансово своему детищу: при общем приблизительном бюджете в 45 млн. долл. за четыре года около 15% от суммы было внесено самим режиссером. В день открытия фестиваля в Берлине он провел благотворительный вечер в счет фонда, билет на который для каждого из 500 приглашенных обошелся в 1000 немецких марок.

Накануне были объявлены оскаровские номинации и, кроме 11 упоминаний "Спасти рядового Райана", у Стивена был еще один повод для гордости: картина "Последние дни", где он был продюсером, номинирована по категории лучших полнометражных документальных фильмов. На сцену Цоо-Паласта, главного берлинского фестивального зала, Спилберг поднимался, чтобы представить публике именно эту ленту, где впервые использованы архивы фонда "Выжившие в Холокост".

ПОКА режиссер шел к сцене и обратно, я смог во всеобщей суматохе задать кумиру лишь несколько вопросов. Улыбка, приветливость и короткие лаконичные ответы: "Молодые должны знать о том, что происходило в то время. Родители и учителя должны дать эти знания, а наш фонд поможет им в этой работе. Да, можно сказать, что я родом из России, корни моей семьи в дореволюционной Одессе (мама пианистка, папа инженер. - Авт.). У меня до сих пор как реликвии хранятся старинные самовар и балалайка, привезенные оттуда".

Охрана оттесняет классика, и людская волна уносит режиссера к новым победам, а я здесь, в фойе Цоо-Паласта, знакомлюсь с Антоном Борщевским, руководящим деятельностью фонда в России:

- В работе с фильмом Джеймса Молла "Последние дни" наше российское отделение занималось организацией съемок на западе Украины, в Ужгороде, - герои картины, венгерские евреи, выжившие в фашистских концлагерях, вспоминают прошлое и детали, возвращаясь в места своей прежней довоенной жизни. Что касается самой работы нашего отделения, то сейчас, записав интервью с 4993 людьми из 392 городов, поселков и деревень стран СНГ и Балтии, мы практически завершили сбор свидетельств на нашей территории.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно