Примерное время чтения: 8 минут
165

Как нас обманывают с помощью скидок

ДВА раза в год крупнейшие супермаркеты мира, магазины для среднего класса, крошечные бутики для богатых вывешивают красочные плакаты. "Sale!"- кричат витрины по-английски, "sоlde!" - отзываются французские, "soldi!" - вторят им итальянские, "rabatt!" - подхватывают немецкие. Уже несколько лет, как вопят с витрин и русские буквы. "Скидки! 20%! 30%! 50%! 70%! Только у нас!" Из всех этих восклицаний можно верить, пожалуй, одному - "только у нас!" Потому что так, как дурят народ со скидками и распродажами в России, не дурят больше нигде в мире.

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ СЭЙЛ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ

ВО ВСЕМ мире существует несколько видов распродаж. Во-первых, сезонные: они всегда проходят весной или осенью, в конце лета или зимы. Оно и понятно. Нужно быстро распродать залежалый товар. Объявляются немалые скидки, и продавцам это выгодно: затраты на хранение "от зимы до зимы" слишком высоки.

Второй вид распродаж - праздничный. А самые главные праздники во всем мире - Новый год и Рождество. Этих распродаж люди ждут порой целый год и копят именно на них. В это время возникает невиданный ранее ажиотажный спрос на некоторые товары, которые еще вчера брали не так активно. Но там, где суматоха, велико искушение смошенничать. А потому западные распродажи проводятся по строгим правилам. Во многих европейских странах сезон сэйлов открывается в строго установленные сроки и продолжается в среднем до 6 недель, где-то чуть больше или меньше. Во Франции, например, торговая скидка может распространяться только на те товары, которые находятся на прилавках не меньше 30 дней.

Еще один вид скидок и распродаж... постоянный. По сниженной цене вам продадут последний джемпер или платье с витрины, кофточку, выгоревшую на кронштейне, или вещь без упаковки.

Европейцы просто обожают покупать белье, носки и другие необходимые мелочи по системе "три за два". Расчет производителей и продавцов прост: мужские или женские трусики простейшей модели из тонкого трикотажа вряд ли быстро раскупят поодиночке - гораздо быстрее, когда, говоря по-русски, "за пятачок - большой пучок". Это своеобразный закон цивилизованной западной торговли, рассчитанный на покупательскую психологию.

Мы же, не привыкшие к таким "подаркам", подозрительно смотрим уже надоевшие рекламные ролики, где нам "впариваются" потолстевшие шоколадки, зубные тюбики, сдвоенные пачки стирального порошка по цене одной. Как известно, ни один продавец не станет торговать себе в убыток. И подобный рекламный ход имеет четкий математический алгоритм. Секрет простой, если вспомнить хотя бы арифметику: к примеру, тюбик зубной пасты в 50 миллилитров стоит у производителя 16 рублей. Из них 15 - сама зубная паста, и рубль - тюбик. Берем тюбик в 100 мл и заталкиваем туда пасты вдвое больше. Но этот тюбик отдаем в торговлю не за 32 рубля, а за 30. Все, как в рекламе, сразу становятся радостными. Для производителя экономия налицо: хотя наполнителя больше, но упаковок меньше, соответственно меньше затраты на тару и транспортировку. Продавец тоже рад и тоже экономит: на складских помещениях и магазинных площадях, к примеру. Покупатель же хоть немного, но выигрывает в цене.

Далеко не все европейские покупатели терпеливо ждут сезона следующих скидок. Многие становятся постоянными посетителями специализированных магазинов - к примеру, по продаже остатков коллекций одежды. Вещи абсолютно новые, на лейблах некоторых можно прочитать всему миру известные имена - к примеру, Валентино. По дизайну это классика, которая никогда не выходит из моды. Совершенно непонятно: за что их уценили более чем на 50%? Но в том-то и соль европейских распродаж: товары уцениваются не только "за что", но и "почему". Потому что их вовремя не сумели продать.

НЕ ОБМАНЕШЬ - НЕ ПРОДАШЬ!

ЭТА старая купеческая поговорка накрепко засела у нас в мозгах. Но Россия, как известно, - страна контрастов, и у нас уж если обманывают, то на всю катушку.

...Моя первая встреча с магазином "Дубленки" на Ленинском проспекте Москвы произошла так. Чуть ли не у самого входа в магазин бушевал нешуточный скандал: два "лица кавказской национальности", прижимая к груди по куртке, темпераментно ругали за что-то юного мальчика - продавца в красной водолазке. Пройдя несколько шагов, я увидела, как возле забитых дубленками кронштейнов две женщины-украинки на своем наречии отчитывают молоденькую продавщицу, упрекая ее в невежливом с ними обращении. Я хотела было уйти из магазина, где продавцы так плохо относятся к людям. Но все объяснилось пять минут спустя, когда по "магазинному радио" прозвучало объявление: "Если вас невежливо обслуживает продавец, вы имеете право на дополнительные скидки!" Особо догадливые специально затевали конфликт, ругань и добивались хоть крохотного, но "дополнительного" процента.

Так, прошлой зимой на наших глазах и с нашим участием успешно проводился "аттракцион для самых жадных". Обещанные в рекламе скидки приводили в магазин "Дубленки" жителей чуть ли не всех регионов России. Соблазнительно было купить дубленку за 15-20% от ее стоимости. Даже если приплюсовать затраты на поездку в Москву - все равно окупалось.

Система была проста до невозможности. В рекламе объявлялось: скидка 46% плюс 39%. Каждый нормальный покупатель, сложив две цифры, думал, что дубленки продаются с 85%-ной скидкой. Но, придя в магазин, человек обнаруживал: скидки намного меньше, чем обещаны в рекламе, и что арифметика у магазина своя. 46% снималось с основной цены дубленки, а 39% - с оставшейся суммы. В итоге получался гораздо меньший процент, чем был обещан по TВ. Ценники на дубленках тоже не добавляли ясности: на некоторых писалось две цены - старая (до уценки) и новая. На других стояла только старая или только новая цена. Оказавшийся "вдруг" рядом продавец в красной водолазке доходчиво объяснял: "Скорее берите, сегодня у нас специальные цены, мы даже не успели переписать ценники". И народ буквально "сметал" товар.

Во второй столичной дубленочной "точке" - магазине на Алексеевской - происходило то же самое.

Вскоре по ТВ вместо привычных процентов стал звучать железный голос: "Магазин на Алексеевской я закрыл!" А чуть позже с такой же безудержной рекламой обрушилась на нас "Снежная королева". Буквально несколько дней назад прошла информация, что магазин закрыла налоговая инспекция из-за обилия там "левого" товара...

Обманом граждан грешат не только "народные магазины", но и бутики. Один из видов таков: искусственное вздувание старой цены. Менеджер одной из крупных оптовых компаний старательно объяснял мне, почему в наших бутиках все так дорого и тем не менее только единицы из них прогорают: "Когда мы поставляем товар, мы рекомендуем бутикам поднять на него цену сразу в 2 раза. Зачем? Чтобы магазины не закрылись. За тот месяц, что эксклюзивный товар висит в торговом зале, магазину надо оплачивать аренду площадей и складов, зарплату продавцов, электричество, коммуникации и т.д. За это время продавцы начинают делать скидки. Очень выгодно получается с маленькими партиями. Скажем, висит 3 костюма по 2 тысячи долларов каждый. За этот месяц один обязательно купят за полную стоимость - есть люди, которые покупают именно потому, что так дорого. Если позже продать второй костюм с 50%-ной скидкой, а еще позже третий - со скидкой даже в 80%, то все равно будет прибыль. В принципе третий костюм можно даже даром отдать, но, конечно, никто не отдает. К тому же в таких магазинах для богатых есть постоянные клиенты, которым привозят вещи "под заказ". Да, часто видишь и понимаешь, что какая-то вещь просто не может стоить таких сумасшедших денег! Но ведь покупают..."

Кстати, максимальная разрешенная торговая наценка в России не может превышать 15-20%. Это в теории - государство, решив отрегулировать этот вопрос, выпустило специальное постановление. Но на практике каждый россиянин, не владея никакой экономической теорией, с уверенностью скажет: накрутка от оптовой стоимости товара идет в 6-8 раз. И если на Западе цены и скидки расчетные, то у нас фонарные: прикинули от фонаря, сколько нулей приписать, - и торговля пошла...

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО

ИНТЕРЕСНЫЙ вопрос: умный покупатель, видя, что ему впаривают товар с очень большой скидкой, в глубине души подозревает, что его обманывают. И все-таки делает покупку! Почему?

- Почти всегда обман - это полуправда, рассчитанная на наши обманные ожидания. Человек хочет верить в этот обман, он его устраивает, - считает главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор Виктор Знаков. - Я считаю, что во всем виноваты наша жадность и неосведомленность. Обманщик, в данном случае магазин, и тот, кого обманывают, - покупатель, виноваты в равной мере...

- К тому же, - добавляет кандидат психологических наук, доцент Татьяна Маладжанова, - не надо забывать про наше русское, сидящее в подкорке ожидание чуда: щучье веление, собственное хотение, конька-горбунка - короче, халяву. Есть в психологии такой термин: утраченный стандарт. Это про нас. Мы сравниваем несравнимое: видим, что на одной витрине написано - скидка 30%, а на другой - 70. Мы идем туда, где 70, конечно! Действует магия цифр. А должен действовать другой критерий: какие цены были в этом же магазине до всяких скидок? И еще: хватая дешевое, мы прежде всего обращаем внимание на цену товара, а не на его ценность для нас лично...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно